Природа Бхагавата

Из речи Шрилы Бхактивинода Тхакура, возродившего движение
сознания Кришны в XIX столетии. (Динаджпур, Западая Бенгалия, 1869 год.)

Нам нравится читать книгу, которую мы никогда не читали прежде. Мы стремимся поскорее приобрести те сведения, которые в пей со-держатся, чтобы, удовлетворив своё любопытство, тут же охладеть к ней. Такой подход к изучению преобладает среди подавляющего большинства читателей, мнящих себя великими или являющимися таковыми по мнению одного с ними склада людей. На самом же деле умы такого рода публики представляют собой простое хранилище фактов или чьих-то высказываний. Подлинное же изучение подразумевает чтение с установкой на творчество, а не бесцельное накапливание сведений. Постигающий истину, подобно спутнику, должен отражать свет, приходящий к нему от автора, а не сковывать мысли и идеи, в точности как судья упекает в тюрьму преступников!

Развитие Мысли

Природа мысли прогрессивна. Мысль автора должна жить в читателе, развиваясь и оттачиваясь. Хорош тот критик, который может показать развитие старой мысли; простой же обличитель является злейшим врагом прогресса и гармонии Природы.

“Начни все сначала, - говорит критик, - ибо мудрецы прошлого не разрешат сегодняшних проблем.” Но это очень поверхностное суждение. Несомненно прогресс - это закон природы, и с течением времени всё нуждается в корректировке и дальнейшем развитии. Но прогресс означает идти дальше - на более высокий уровень осознания. Поэтому, если мы последуем такому глупому критицизму, то нам придется вернуться назад к нашему прежнему уровню и начать все заново, с нуля. А когда мы будем уже на полпути к цели нашего поиска, другой критик, недалеко ушедший от нас, скажет: “Начни сначала, ибо ты выбрал ложный путь!” Таким образом наш глупый критицизм никогда не позволит завершить наш путь или взглянуть на него по-новому. Поверхностный критик и бесплодный читатель - вот два самых страшных врага прогресса. Держитесь от них подальше!

Согласно же мнению истинного критика, мы должны, сохранив уже приобретенное, согласовывать свою жизнь с тем, чем овладеваем в пылу своего поступательного движения. Он никогда не посоветует нам вернутся к отправной точке нашего путешествия, так как прекрасно понимает, что в таком случае это означало бы, что мы просто бессмысленно расточили свои время и силы. Нет, он поможет нам привести всё в гармонию, согласовав это с направлением нашего развития и с тем положением, в котором мы ныне находимся.

Череда Мыслей

Это также может послужить и определением способного ученика. Прочитав автора древности, он тотчас же обнаружит, какое место тот занимает в процессе развития мысли. Ему никогда не придет в голову предать книгу огню на том основании, что он не нашел в ней полезных мыслей. Бесполезных мыслей не бывает! Мысли служат для нас средством достижения целей. Читатель, осуждающий “плохую” мысль, не знает, что плохая дорога также может быть улучшена и превращена в хорошую. Каждая мысль является дорогой, приводящей к следующей мысли. И читателю нетрудно обнаружить, что мысль, вчера являющаяся целью, завтра уже служит средством достижения более высшей цели. Мысль невозможно остановить: она будет виться бесконечной чередой преобразований средств и целей па пути человечества к прогрессу. Великие реформаторы всегда провозглашали, что пришли не для того, чтобы упразднить старые законы, но чтобы исполнить их. Валмики, Вьяса, Платон, Иисус, Мохаммед, Конфуций и Чаитапья Махапрабху провозглашают эту истину если не словами, то своими деяниями.

«Все истины высшего порядка у хотя и постигаемы интуитивно, становятся доступными лишь тем, кто подготовлен в осознании более простых понятий.»

Наш критик, однако, может с благородством возразить, что реформатор, подобный Вьясе, не понятый как следует, может в будущем стать причиной больших беспокойств для тысяч. Но, дорогой критик! Исследуй историю времен и народов! Где ты видел, что философ или реформатор был до конца понят людьми? Бытующей религией является страх Божий, а не чистая духовная любовь, которой учили каждый свои народы Платон, Вьяса, Иисус и Чаитанья! Представляете ли вы абсолютную религию в притчах или простых словах, обучаете ей, составляя книги или провозглашая речи, невежественные и бездумные непременно низведут ее.

Высшая Истина

Как легко говорить и как приятно слышать, что Абсолютная Истина настолько родственна душе человека, что постигается простой интуицией и что нет нужды в стараниях учить заповедям истинной религии, - по такая идея ложна! Это может быть истиной в случае с этикой или с азбучной религией, но не с высшими выражениями веры, осознание которых доступно лишь просветлённой душе. Все истины высшего порядка, хотя и постигаемы интуитивно, становятся доступными лишь тем, кто подготовлен в осознании более простых понятий. Та религия самая чистая, что даёт нам наиболее полное представление о Боге. Возможно ли в таком случае невежде, оставаясь таковым, обрести абсолютную религию?

Поэтому нам пи к чему пенять на иерусалимского Спасителя или Спасителя из Надии за это неизбежное зло. Не критики, а лютеры нам нужны, чтобы исправить это зло путём прямого толкования изначальных заповедей.

Бог даёт нам истину, как Он дал её Вьясе, если мы со всей серьёзностью ищем её. Истина вечна и неисчерпаема. Откровение приходит лишь душе, пламенно его жаждущей. Души великих святых прошедших эпох, живущие ныне духовно, часто посещают наш алчущий истины дух и способствуют ему в его развитии. Так Вьяса получал поддержку от Нарады и Брахмы. Наши шастры, или, иными словами, книги мыслей, содержат не всё, что нам может быть дано нашим бесконечным Отцом. Нет книги без изъянов. Божье откровение содержит Абсолютную Истину, но едва ли Она воспринята и сохранена в Своей первозданной чистоте. В Шримад-Бхагаватам нам дан совет верить, что данная в откровении истина является абсолютной, но со временем она окрашивается качествами воспринимающего её и, через века передаваемая из уст в уста, становится ошибочной. Из этого следует, что для того, чтобы истина сохраняла свою изначальную

«Ты сам должен стучаться в двери хранилища вечносущей истины, из которого до тебя пришедшие святые брали все свои сокровища.»

чистоту, вновь и вновь нужны новые откровения. Поэтому нам советуют быть осторожными, читая авторов древности, пускай и заслуживших славу великих мудрецов. Итак, мы обладаем полным правом отвергнуть ложную идею, которая не находит отклика в умиротворённом сознании.

Поиск Истины

Вьясу не удовлетворило то, что он заключил в Веды и Пураны, и изложил в Махабхарате. Его сознание не обрело мир после всех его трудов. Оно как бы говорило ему изнутри: “Нет, Вьяса, ты не можешь почить, удовлетворившись содержащим ошибки описанием истины, представленной тебе мудрецами прошедших эпох! Ты сам должен стучаться в двери хранилища вечносущей истины, из которого до тебя пришедшие святые брали все свои сокровища. Иди! Подойди к источнику истины, у которого ни один паломник не изведает разочарования”. Вьяса сделал это и обрёл желанное. Поступать так советуют и нам.

Свобода - Дар Божий

Самый ценный дар, полученный нами от Бога - свобода. Мы не должны позволить, чтобы нас вели те, кто жил и думал прежде нас. Мы должны сами принимать свои решения и стремиться постигать новые, ещё не открытые истины. В Шримад-Бхагаватам даётся совет воспринять не букву, по дух шастр. Поэтому Бхагаватам учит религии свободы, незамутнённой истины и абсолютной любви.

Иной отличительной характеристикой истины является прогресс. Спору нет, свобода - мать всякого прогресса, а святая свобода это причина восхождения все выше и выше в вечность и в пей — бесконечная деятельность любви. Свобода, использованная во зло, приводит к вырождению, и вайшнав должен всегда бережно пользоваться этим возвышенным и прекрасным даром Божьим.

Вечная Религия

Сказанное в этой статье распространяется и па всех великих реформаторов, учителей прошлого и будущего других стран, и автор выражает им всем своё почтение. Ваишнав готов оказывать почтение всем людям, независимо от их социального положения, поскольку все они наполнены энергией Бога. Взгляните только, насколько универсальна религия Бхагаватам! Она не предназначена лишь для определенной группы индусов, но является даром человеку как таковому, в какой бы стране он ни родился, в каком бы обществе не был воспитан. Если сказать одним словом, Вайшиавизм это Абсолютная Любовь, связывающая всех людей с бесконечным не обусловленным и абсолютным Богом. Пусть же стараниями будущих героев, благословенных, как обещано в Бхагаватам, силой, данной от Всевышнего Отца, Творца, Вседержителя и Разрушителя всего сущего в Небесах и па Земле, вовеки во всей Вселенной в своей всеобновляющейся чистоте царит мир!