Гуру — кто он?

От видения материи к духовному восприятию

Шрипад Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Санньяси-проповедник, открывший западным преданным личность и учение Шрилы Шридхара Махараджа. В 1971году принял посвящение у Шрилы Прабхупады и активно участвовалв его проповеднической миссии; по личному указанию Прабхупады основал «ИСТпрограм» — ; проповедь в странах соцлагеря, в том числе и России, куда впервые попал в 1978 году. В 1981 г. Был одним их тех, кто стал шикша-учеником и впоследствии санньяса-учеником Шрилы Шридхара Махараджа. На основе лекций Шрилы Шридхара Махараджа составил такие книги, как «Шри Гуру и Его Милость», «Золотой вулкан божественной любви», «Субъективная эволюция сознания», «Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности»,«Любовный поиск заблудшего слуги », признанными квинтэссенцией философии бхакти-йоги.

«Шри Чайтанья-чаритамрита», важнейшее писание Гаудия-вайшнавов, начинается словами: «вандегурун»: «В великом почтении я склоняюсь пред стопами всех моих духовных наставников”. Тем самым Шрила Кришнадас Кавираджа Госвами показывает, что путь к сознанию Кришны наивысшего уровня начинается со смиренного принятия всех истинных учителей бхакти.

Концепция Шри Гуру, представленная в писаниях, широка и подчеркивает прежде всего духовную суть — тот божественный поток, что нисходит в этот мир из Высшей Обители через вдохновение, действующее в сердце вайшнава. Отрицать божественное откровение, являемое другими святыми, под предлогом верности своему учителю — воистину дело оскорбителей и самоубийц.

Шри Гуру, будучи проявлением Божественного в этом мире, предстает во множестве образов соответственно разным стадиям осознания. Верность ученика заключается в том, что он признает божественное присутствие Шри Гуру, где бы его ни встретил, и склоняется к лотосным стопам посланника, через которого Божественное столь милостиво Себя являет.

Истинное целомудрие гопи Враджи видно по их отклику на зов флейты Шри Кришны, звучавшей в ночи: они покинули своих спящих мужей и отправились на Его поиски (йа ниша сарвва бхутанам тасйам джагарти самйами). Пока взоры одних застилает пелена телесной концепции гуру, другим открывается истинная широта его благодатной Милости.

Его Божественная Милость Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж пишет: “Мы не должны отождествлять гуру с внешностью, воспринимаемой физическими чувствами. Наше внутреннее понимание гуру будет проясняться по мере развития нашего видения”. По мере того, как наше видение будет углубляться и меняться от пракрита к апракрита, от материального к трансцендентному, будет меняться и восприятие гуру. В противном случае, наше знание будет основываться лишь на материальных представлениях (марттйа буддхи). Пытаться ограничить Божественное рамками своих материальных представлений — это преступление, невежество, заблуждение. Мы должны высвободиться из капкана отождествления Реальности с физической формой, явленной нашим чувствам. Отвергнув внешние представления, необходимо принять внутренние, и это — вопрос первостепенной важности для прогрессивного ученика, если мы хотим проникнуть в подлинный мир сути”.

Наша концепция гуру будет совершенствоваться пропорционально глубине и силе нашей внутренней жажды связи с Божественным. В разлуке со Шри Кришной гопи обращались даже к деревьям: “Где Кришна?..” Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Тхакура пишет: “Отражение лотосных стоп Шри Гуру, присутствуя во множестве сосудов [вещей и существ], открывает все новые и новые предметы в поучение нам”. Тот, чье духовное видение пробудилось, будет находить признаки Божественного везде и во всем.