Доброта спасет мир

— Представь публикации Гуру Махараджу...

Это был символ доверия. Джаганнатха Валлабха открыл дверь и посторонился, пропуская меня вперед. Добродушный взгляд Гурудева выражал вопрос.

— Гурудев, вот я принес вам несколько последних публикаций..,— робко начал я.

— Я очень рад, проходи.

Гуру Махарадж сидел в кресле. Я приблизился к нему, протянул печатную работу и смиренно сел на пол у его стоп.

— Пожалуйста, Мадху Кришна Прабху, сядь на диван, — мягко попросил Гурудев и я тут же последовал его предложению, хотя и чувствовал себя неловко. Радужно сияя, Гуру Махарадж открыл сначала «Уроки Религии».

— Как называется эта книга?

Я перевел. Гуру Махарадж листал ее и, когда ему попадались санскритские цитаты, он тут же просил их прочитать вслух; я читал, а Гурудев подхватывал стих и нараспев декламировал.

Затем дошла очередь до «Гауры».

— Что это за публикация?

— Это, Гуру Махарадж, газета для широкого распространения. У нашей миссии очень мало книг для начинающих, практически все освящают уже довольно глубокие аспекты вайшнавской практики, поэтому я учредил газету, призванную осветить самые основы учения Гаудий и их практики.

Я предполагал, что Гуру Махарадж может обрадоваться, однако его реакция превзошла все мои ожидания:

— Как, ты пытаешься проповедовать широким массам?! Это очень, очень хорошо! — Шрила Махарадж схватил меня за руку и стал мягко трясти. — Большое тебе спасибо!

Я чувствовал себя крайне неловко, однако меня затопила великая радость.

— Джай Гурудев, джай Гурудев!..

Затем Гуру Махарадж стал листать газеты, а я, подсев поближе, переводил на английский названия статей и кратко рассказывал об их содержании. Гурудев был крайне доволен. Пользуясь случаем, сбивчиво, я просил о благословении:

— Гурудев, мне сложно целиком отдаваться повторению святого Имени на четках, так сложно контролировать ум... Однако у меня есть сильное желание проповедовать, переводить и распространять книги, — могу ли я считать это своим воспеванием, киртаной?

Гуру Махарадж стал очень серьезным. После небольшой паузы он произнес:

— Это больше, чем киртана. Это высшая форма киртаны.

Много раз я слышал, что вайшнавские учителя всячески поощряли проповедь, однако никак я не ожидал увидеть столь искреннюю и даже слегка неуправляемую радость, охватившую великого Ачарью, предводителя сампрадаи Шри Рупануга, уполномоченного самим Шридхар Девом-Госвами, патриархом традиции Гаудий, преемником святого Сарасвати Тхакура Прабхупады.

— Шрила Гуру Махарадж благословит тебя.

Меня предупредили, что у Шрилы Говинды Махараджа сильно болит голова и я чувствовал, что пора уходить, однако никак не мог на это решиться.

Постучав, вошел мистер Чоуди. Гуру Махарадж тут же стал показывать ему новые публикации и рассказывать о русских переводческих проектах, в частности, о готовящемся издании Шримад Бхагавад-гиты с комментариями Шрилы Шридхара Махараджа. Мистер Чоуди высказал свое удивление и восхищение русскими преданными. «Они задают такие глубокие вопросы о шаранагати! Я просто потрясен!» Гуру Махарадж был очень доволен, он радовался успеху своих учеников даже больше, чем они сами и, как любящий отец, всегда ими гордился.

В Индии, я слышал, завистники называют его «млеччха-гуру», учителем западных людей, считающихся нечистыми и непригодными для «истинной религиозной практики», однако сам Гуру Махарадж говаривал: «Млеччхи способны на самое самозабвенное служение. Я горжусь ими».

Из-за приоткрытой двери выглянул Расабдхи Прабху, любимый слуга Гурудева.

— Гуру Махарадж нуждается в отдыхе.

Мы встали, поклонились, и вышли.

— Говинда Махарадж очень великий вайшнав, — сказал мистер Чоуди. — На своем веку я видывал много настоящих и по-своему великих ачарьев, однако Шридхар Махарадж и Говинда Махарадж — хранители самых эзотерических таинств сампрадаи, им доверено все богатство Рупанугов. Но заметь: учат ему они низкой севой и никогда не прекращают служить вайшнавам, своим ученикам, видя в этом свой святой долг перед Господом Чайтаньядевом.

Мы прошли по коридору в холл, мистер Чоуди направился в свой гостиничный номер, а я присел на диван. «Теперь моя жизнь должна в корне измениться! — думал я. — О, Гаурахари, пожалуйста, помоги мне держаться служения своему владыке Шри Гурудеву! Джая Шри Гурудев, джая Шри Гурудев, джая Шри Гаурахари!»

Позднее, в дни тяжких испытаний веры и преданности, когда я бывало уж и не чаял вновь увидеть солнца, воспоминания об этой непродолжительной беседе с божественным учителем освобождали мое сердце от туч сомнений и оскорблений и озаряли душу лучами его милости. Перед Прабху Джаганнатхой Валлабхой я в неоплатном долгу, ведь это он впервые принес весть о святом наших дней, он устроил встречу сначала со Шрипад Сагар Махараджем, а затем и со Шрилой Гурудевом, он посвятил меня в служение учителю и научил правильному отношению к вайшнавам. Да хранит нас его доброта и забота!

ва̄н̃чха̄-калпатарубхйаш́’ ча

кр̣па̄-синдхубхйа эва ча

патита̄на̄м̇ па̄ванебхйо

ваиш̣н̣авебхйо намо намах̣
Слуга Хари, Гуру и Вайшнавов,
Мадху Кришна Дас

Устами Хранителя Преданности:

«Мнение о том, что для человека, несвободного от грехопадений, возможно проповедовать Послание Господа, противоречит всем заключениям Писаний. В проповеди Божественного, слова непременно должны соответствовать жизни».

(Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж)
намо маха̄-вада̄нйа̄йа кр̣ш̣н̣а-према-прада̣йа те
кр̣ш̣н̣айа кр̣ш̣н̣а-чайтанйа-на̄мне гаура-твиш̣е намах̣