Шри Манах-шикша

Стих 5

Мой дорогой ум, ведя мирской образ жизни, ты постоянно подвергаешься атакам похоти, которая сходна с бандой жестоких головорезов, поджидающих беззащитного путника, чтобы удушить его стальными веревками, которые суть — его беды, тревоги и пустые устремления. У тебя нет иного выхода, кроме как жалобно взывать к милости святых преданных Шри Кришны, некогда убившего демона Бакасуру. Только они смогут спасти тебя из этой беды.

Шри Бхаджана-дарпана

Вожделение, гнев, алчность, заблуждения, невежество и зависть — шесть демонов, открыто (явно) атакующих живое существо. Однако в обусловленной душе они развиваются незримо и по ступенчато, на каждой стадии его жизни.

В Бхагавад-гите (2.62-63) говорится:

«В близком соприкосновении с объектами удовлетворения чувств, рождается влечение к ним. Из этого влечения появляется похоть, а похоть — мать гнева. Гнев вводит человека в различные заблуждения, после чего разум оказывается во власти невежества, и в беспамятстве живое существо вновь погружается в темный колодец мирского существования».

Все внутренние враги
побеждаются развитием
Кришна-сознания

Итак, вышеупомянутые убийцы пытаются задушить дживу веревками страданий, мирскими чаяниями и всяческих пагубных греховных реакций, которые берут свое начало в прошлой негативной деятельности. Демон Бака воплощал в себе то зло, которое таится в обмане, в заблуждении, но Господь Шри Кришна с легкостью разорвал его на куски. И святые Вайшнавы ревностно хранят путь преданного служения от любых имитаторов и лгунов.

Свидетельства Ачарий

Шри Рамануджачарья: «Я предлагаю свои почтительные поклоны нашим спасителям, великим садху, таким, как Прахлада, Нарада, Параша Муни, Вьясадева, Амбариша Махарадж, Шукадев Госвами, Шаунака Риши, Бхишмадева, Рукмангада. Уддхава, Бидхишана и Арджуна».

Шри Сарванджна Ачарья: «О, Господь, как удивительны Твои преданные! Они видят безбрежный океан лужей, солнце для них не более чем светлячок, возвышающаяся гора Сумеру — мизерный комок грязи, могучий правитель в их глазах всего лишь раб, драгоценный самоцвет — один из бесполезнейших камней, а дерево желаний — лишь палка, торчащая из земли. Что говорить, целое мироздание для них не ценнее пучка соломы! Они думают о своем, требующем заботы, теле как о тяжком бремени».

Шри Мадхва Сарасвати: «Опирающимся на свои чувства и силу логики, и оскверняющим свое сознание бесцельными теоретизациями и самомнением, никогда не постичь Бога. В них нет чувства подлинной Хари-катхи, в которой разворачиваются деяния Божества. Им ничего не даст накопление еще большей информации о Господе. Они не могут понять природу Кришны, так же как и ложка не может отведать вкус находящегося в ней деликатеса».

Общение с подлинными преданными очищает сердце

В Хари-бхакти-судходайе (комментарий к Бхакти-расамрита-синдху, Пурва 2.229) говорится следующее: «Хиранйакашипу обратился к Прахладе: Мой дорогой сын, человек сильно зависит от общения. Кристалл отражает в себе свойства среды, в которую его поместили, и так же разумный человек стремится в общество высокообразованных людей, дабы перенять их качества, и тем самым укрепить престиж своего рода».

Итак, сердце и сознание невозможно полностью очистить от мирской скверны, просто совершая какие бы то ни было ягьи или же следуя каким-то принципам йоги. Только тогда, когда наше общение с Вайшнавом будет освобождено от самомнения и доверия себе, греховная скверна навсегда покинет наше сердце.