Матсарья

Да, матсарьей зовется на санскрите зависть. Среди всех пороков зависть — наихудший, поскольку таковые порождает. Испокон веков Вайшнавы предупреждали: зависть — главное, что отвращает душу от естественной для нее богопокорности. Она не дает сердцу омыться милостью Всевышнего и благодатью Его Любви.

В чем же проявляется зависть? Прежде всего, конечно, в нетерпении ко счастью другого. Заглянув глубже, мы увидим: чувство зависти возникает порой просто при мысли, что ближний свободен и индивидуален, волен распоряжаться собой без нашего на то ведома.

Кроме того — ежедневно, выходя в город, на люди, мы всячески пытаемся быть предметом зависти окружающих. Так вот стоишь на остановке и посматриваешь вокруг — нет ли кого-то круче тебя. Если же кто-либо из серой массы выделяется, — одеждой ли, выражением лица, поведением, — в сердце своем мы тут же пытаемся его (ее) охаять, унизить, растоптать... Тогда щемящая боль зависти (читай: собственной неполноценности) потихонечку утихает, уступая место гордости и самолюбованию.

Все это так, но чем вредит матсарья человеку духовному? Дело в том, что душа попадает в этот мир именно вследствие зависти к Богу. Обитель Господа — место совершенной гармонии и любви, где сердца всегда открыты и чисты. Это когда нечего таить. Абсолютная Любовь требует абсолютной преданности. Мир Господа — не рай, куда попадают просто за благие поступки, дабы насладиться воздаянием за таковые. Отношения там построены на доверии, свободе и любви, а потому зависть, равно как и любое другое своекорыстное чувство, делают душу неспособной более находиться в такой атмосфере. Падшим душам Господь отдал под заселение материальный мир, где все подчиняются жестким законам природы.

Люди, птицы, звери — все как одержимые пытаются эксплуатировать окружающее, чтобы получше устроиться, и что-то от жизни получить. Благо тела не вечны, иначе уже бы давно жили на Земле одни монстры-сверхлюди поуничтожавшие окружающих во имя душевного равновесия, т. е. свободы от все той же матсарьи.

Мы рождаемся и умираем, с детства накапливаем зависть и уносим оную во гроб, а в это время прозревшие души, осознав весь стыд жизни животной, обращают свои взоры вверх и зрят надмирную любовь. Раскаявшись, они больше не позволяют зависти полонять ум и чувства и предпринимают все возможное, чтобы матсарью унять, тем самым оживая как свободное, чистое существо. Низкое служение — вот лекарство от зависти к Богу. Постепенно, шаг за шагом служение будет одерживать победу над пороками сердца (анартхами) и, по мере этого, в душе начнет пробуждаться живая любовь; тогда наконец душа обретет столь искомую гармонию со своим внутренним миром и. как следствие, с миром внешним.

Можно сказать определенно: победить зависть, значить победить себя, а, по словам восточных мудрецов, нет большей победы, чем победа над собой. Это очень непросто. На подобное способен только настоящий герой. Давно уж ведем мы войну с окружающим, а тут вдруг оказывается, что истинный враг — внутри нас! Понять это — значит сделать первый шаг на пути ко внутренней свободе. Тогда служение Богу перестанет казаться чем-то ненормальным, а любовь к ближнему уж нс будет гуманистской абстракцией или средством прославить себя.

Такой вот диагноз.

Мадху Кришна дас