Преданность садху

Наша проповедь не в том, чтобы поучать других, но в том, чтобы поначалу самим научиться следовать собственным принципам. Если мы советуем другим делать то, чему не следуем сами, это не благоприятно для нашей практики. Общество вайшнавов – садху, гуру и преданных Кришны – всегда дарует духовное благо. В их обществе у нас не будет никаких потерь. В общении с преданными растет все самое лучшее и прекрасное.

Природа преданного в том, чтобы стараться 24 часа в сутки посвящать себя служению Господу Шри Кришне. Для этого они всегда заняты в разных видах служения. Все следует отдавать Кришне, но мы не можем сделать этого сами, служить Ему напрямую, потому что у нас нет необходимых качеств.

Мы принимаем помощь от садху, гуру и вайшнавов. Когда мы предлагаем им служение, они направляют его к Шри Кришне. Они словно линзы телескопа, которые приближают к нашему взору далекую реальность. В телескопе множество линз, и эти линзы позволяют увидеть недоступные планеты. Мы можем предложить Господу Шри Кришне любое служение, каким бы незначительным оно ни казалось, но все это нужно совершать для Его удовольствия. В материальном мире нас подстерегает множество трудностей. Мы страдаем от бесчисленных тревог. На духовном пути эти беспокойства даются нам для проверки наших качеств. Нужно быть терпеливыми, скромными, относиться с уважением к каждому, и тогда все эти тревоги не будут затрагивать нас.

Мы обретаем благоприятное общение через служение садху. В таком общении наше настроение преданности будет расти. Тем не менее, нам следует помнить, что есть разные категории смешанной преданности. В писаниях мы читаем: «карма мишра бхакти»; бывает преданность с примесями кармы или гьяны, либо йоги. Мы стараемся следовать шуддха-бхакти, настроению чистой преданности, которая может прийти только от чистого преданного Господа Кришны.

Махапрабху говорил Рупе Госвами Прабху:

брахманда брахмите кона бхагьяван джива
гуру-кришна-прасаде пайя бхакти-лата-биджа
(«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.151)

Рупа Госвами Прабху дает такое объяснение: чистая преданность – это служение только для удовлетворения Кришны и Его преданного. Этот вид ни с чем не смешанного, полностью бескорыстного настроения преданности называется чистой преданностью. Служения чистому преданному очень сложно достичь. Когда мы облачены в это материальное тело и полны плотских желаний, умствования и планов обладать множеством материальных вещей, мы не можем правильно следовать линии чистой преданности. Живя в обществе садху, гуру и вайшнавов, мы находимся в безопасности от соприкосновения с чем-либо материальным. Они всегда стараются удовлетворить Кришну, и я вручаю всю свою деятельность в служении им, тогда мое служение направляется прямо к Кришне.

Рупа Госвами говорил:

анабхилашита-шуньям гьяна кармади анавритам
анулкульена кришнану-шиланам бхактир-уттама
(«Бхакти-расамрита-синдху», Пурва-вибхага, 1.11)

Анукульена кришнану-шиланам. Что подходит для удовлетворения преданного, то мы и будем делать, – мы не будем действовать каккарми или гьяни, но исполнены решимости следовать только линии преданности. В традиции преданности главное понятие – это самопредание. Когда самопредание приходит к нам, мы должны стараться приносить пользу:

‘садху-санга’, ‘садху-санга’, – сарва-шастре кайя
лава-матра садху-санге сарва-сиддхи хайя
(«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.54)

«Лава-матра» означает «даже миг в общении с преданным». Даже такое краткое мгновение может принести нам высшее совершенство жизни. Общество святого приносит высшее благо в нашей духовной жизни. Этот мир – театр смерти. Мы не должны от него зависеть. Но мы можем пользоваться всем, если у нас нет корыстных мотивов, если мы не используем предметы этого мира для своего удовольствия и достижения собственных целей. Все предназначено только для наслаждения Кришны. Мы не можем существовать, не используя материи, потому что у нас есть тело, ум и чувства. Бхуми (кити), апа, ваю, анала, кхам (земля, вода, огонь, воздух, эфир) – тело сотворено из этих пяти первоэлементов.

Таким образом, мы в этом мире находимся в зависимом, рабском положении. Поэтому, если я использую этот мир в своих собственных целях, меня накроет волна материализма. Но если мы посвящаем нашу деятельность Господу, то где бы мы ни были, что бы мы не делали, наш счет оплачивает Господь.

Кришна Сам говорит в «Шримад Бхагавад-гите» (18.66):

сарва-дхарман паритьяджья
мам экам саранам враджа

«Предайся Мне. Все, что ты знаешь как хорошее или плохое, как свои потери и приобретения, отдай Мне, предайся, Я позабочусь о тебе. Я возьму на себя ответственность за все, что будет приходить к тебе. Ничто не побеспокоит тебя в твоей духовной жизни. Если к тебе придут какие-либо беспокойства, Я исправлю это, и ты не должен будешь отвечать за последствия своих действий».

Преданные практикуют сознание Кришны в таком умонастроении. Они извлекают пользу из того, что полезно для служения Господу Кришне, и избегают того, что приносит беспокойства в духовной жизни. Многие ситуации в этом материальном мире создают трудности преданным, но преданные терпят их, потому что знают, что это не вечно. Я ответственен за Кришну, я ответственен за выполнение Его желаний. Поэтому, что бы ни происходило вокруг меня, я должен терпеть и продолжать. Солнце заходит и солнце восходит, наступает ночь и снова приходит день. Не бывает вечной ночи или вечного дня. Какая бы иллюзия не появилась в нашем сердце, Кришна проявит Себя и прогонит иллюзию.

Такая вера легко достигается в общении с вайшнавами. Преданные – словно солнце, они всегда поклоняются своему Господу, Радхе-Кришне, воспевая Их имена. В эту эпоху Кали-юги эти имена приходят в виде маха-мантры: манана-трайяте. Принимая эту мантру, каждый обретет духовную силу, если будет повторять без оскорблений. Общество преданного дарует повторение без оскорблений. Смиренное умонастроение также очень важно, иначе мы ничего не получим. Мы должны быть преданы Господу и смиренны перед Его преданными. Тогда все придет к нам очень легко, и темп нашей практики будет ускоряться. Шаг за шагом мы будем продвигаться выше.

шраванам киртанам вишнох смаранам пада-севанам
арчанам ванданам дасьям сакхьям атма-ниведанам
(«Шримад-Бхагаватам», 7.5.23)

Все виды духовной практики будут легко приходить к нам, и мы постараемся получить от этого пользу. Когда садху просит: «Практикуйте арчанам, шраванам, киртанам», если я буду делать это с любовью и привязанностью, моя духовная жизнь будет развиваться. Такая возможность придет через общество садху, гуру и вайшнавов.

Махапрабху говорит:

‘садху-санга’, ‘садху-санга’, – сарва-шастре кайя
лава-матра садху-санге сарва-сиддхи хайя
(«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.54)

Без служения Господу мы лишены знания, но через служение мы должны разделить друг с другом божественную милость и воспевать вместе Имя Господа, которое пребывает в каждом из нас и повсюду.

Если с любовью и преданностью мы постараемся поступать так, мы обретем высшее благо.