Предупреждение хранителей преданности

Отрывок из письма Его Божественной Милости
Шри Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дев-Госвами Махараджа,
президента-ачарьи Шри Чаитанйа Сарасват Матха

...В наше время, когда Шрила Сарасвати Тхакур покинул этот мир, вновь появляются люди, интересующиеся практикой ашт̣а-ка̄лӣйа-лӣла̄-смарана (размышлениями о лилах Шри Шри Радха-Кришны). Они и не подозревают, насколько это опасно. Для такой практики нужно иметь подготовку, о которой говорит Шри Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху»: адау шраддха татах садху-санго 'тха бхаджана-крийа, тато'нартха-нивриттих сйат тато ништха ручис татах. 1

Мы не готовы размышлять об этих сокровенных темах до тех пор, пока не утвердимся на уровне ручи.

кшантиравйартха-калатвам вирактир мана-шунйата
аша-бандхах самуткантха нама-гане сада ручих
асактис тад-гунакхйане притис тад васати-стхале
итй-адайо ‘нубхавах сйур джата-бхаванкуре джане
(Чайтанья-чаритамрита.Мадхйа, 23.18–19)

«Когда в сердце всходит и приносит свои плоды росток бхавы, преданный обретает девять добродетелей: 1) умение прощать, 2) стремление не тратить своего времени попусту, 3) отрешенность, 4) скромность, 5) упование на Господа, 6) страстное желание служить, 7) привязанность к повторению Святого Имени, 8) любовь к повествованиям о божественных достоинствах Господа и 9) к священным местам: храмам или дхамам, таким как Вриндаван. Все эти качества вместе носят имя анубхавы, сопутствующих признаков экстаза. Обладающий ими несомненно наделен чистой любовью к Богу».

Поэтому следует предупредить тех, кто еще не достиг стадии анартха-нивритти, твердой ништхи и ручи, что, слушая о лилах Кришны без должного руководства, они окажутся в помойной яме сахаджиизма (подражательства).

Сначала благодаря садхане и садху-санге нужно получить представление о том, Кто есть Кришна и что такое кришна-бхакти. Тогда можно двигаться вперед, полагаясь на помощь истинных представителей духовного мира. Так практикующий сможет отличить настоящее от поддельного. Когда привязанность к Кришне окрепнет, и исчезнет интерес к мирскому, он достигнет уровня анартха-нивритти. Пока он не пройден, повествования о кришна-лилетолько усилят наши анартхи и ослабят Кришна-сознание.

Нужно идти от садху-санги к бхаджана-крие и далее – через все девять ступеней преданного служения. Постепенно ручи окрепнет, и мы избавимся от анартх. Это произойдет с помощью садху-санги, общения с истинными садху. Садх умогут быть разных уровней. Общаясь с мадхйама-адхикари, мы постепенно вырастем до их уровня, но если нам выпадет удача слушать уттама-адхикари, мы возвысимся очень быстро.

Когда духовная привязанность усилится, она перейдет в рати 2; и только начиная с этой стадии можно слушать об ашта-калия-лиле Кришны, чтобы достичь еще больших духовных высот. Тогда эти повествования действительно принесут нам благо, но если мы станем слушать о них на низших ступенях духовной жизни, то попадем в черную дыру сахаджиизма.

Пройти стадию анартха-нивритти все равно, что получить диплом о среднем образовании. После того, как освоены общие дисциплины, можно поступать в высшее учебное заведение. До анартха-нивритти необходимо тщательно усвоить основы, а затем уже специализироваться в соответствии со шраддхой иручи, иначе анартхи лишь усилятся. Вожделение на санскрите называется «манобхава» – порождение ума. А если ум осквернен, оскверняется и тело.

Главное — это искренняя привязанность к Кришне. Если она есть, человек достоин служить гуру — в этом основа пути бхакти.

 


1 Наша духовная жизнь развивается постепенно, проходя различные стадии. Они таковы: вначале необходима шраддха – вера или сильное желание следовать по пути бхакти. Она приводит человека в общество преданных, где он пытается узнать больше о духовных предметах – этот уровень называется садху-санга. Затем он получает посвящение у духовного учителя и исполняет его наставления – так начинается бхаджана-крия. Постепенно сердце человека очищается от желаний, не связанных с духовной жизнью (анартха-нивритти). Когда его вера становится крепкой (ништха), в нем развивается непреодолимое влечение к преданному служению (ручи). Усиливаясь, это влечение перерастает в глубокую привязанность ко всему, что связано с Кришной (асакти). Такая привязанность затем переходит в бхаву, духовное блаженство, и наконец, созревает плод бхакти – кришна-према, чистая любовь к Кришне. Но необходимо помнить, что асакти, бхава или према в нашем сердце не проявятся, пока не пройдены начальные уровни садханы. Истинный вайшнав никогда не скажет о себе, что избавился от анартх, он считает, что ему бесконечно далеко до высших уровней духовной жизни.


2 Рати – это глубокая привязанность к служению. Шри Чаитанйа Махапрабху утверждал, что она приходит как итог строгого соблюдения правил и ограничений, обязательных для начальных ступеней духовного пути. – Прим. ред.