Высшая цель — удовлетворение слуг Кришны

Шрипад Бхакти Судхир Госвами Махарадж
Ответ на письмо относительно моего сравнения Шрилы Говинды Махараджа с прайоджана-таттва-ачарьей Шрилой Рагхунатхом дасом Госвами

Рагхунатхдас Госвами смело утверждает, что сознание Кришны в его высших проявлениях можно обрести только у лотосных стоп преданного. В высшем смысле, под «преданным» подразумевается Шримати Радхарани, а «находиться у лотосных стоп» значит «выполнять служение».

Рагхунатхдас Госвами показывает нам, что наша высшая цель и необходимость (прайоджана) — не столько Сам Кришна, сколько Радхарани и Ее служанки. Он также причисляет себя к последователям Шри Рупы. Дас Госвами не проявляет интереса к служению Кришне без наставничества другого, вышестоящего слуги Кришны. Таким образом, его внимание направлено на служение самому главному слуге — Шри Гуру (Радхарани).

Шрила Говинда Махарадж являет живой пример такого умонастроения. Он целиком и полностью посвятил себя служению лотосным стопам Шрилы Гуру Махараджа, посланника Радхарани (Шри Рупы). Он олицетворяет смысл гимна всего гаудия-вайшнавизма, «Шри Рупа-манджари-пада»: служение лотосным стопам Шри Рупы — важнее всего. Это служение — богатство истинных вайшнавов. Оно — их поклонение и бхаджан (мантра, джапа, тапа, врата и пр.). Оно придает смысл их жизни (абхидея). Служение Рупе помогает раскрыть свою сиддху — вечную сущность в духовной реальности. Такова уникальная концепция мадхура-расы: полное самозабвение ради малейшей возможности услужить другим. Пятьдесят шесть лет, которые Шрила Говинда Махарадж посвятил безупречному служению, показывают, что наше высшее устремление (прайоджана) — служение Шриле Гуру Махарадже.

Однажды, когда Шрила Говинда Махарадж сопровождал Шрилу Гуру Махараджа в парикраме по Вриндавану, Шрила Гуру Махарадж проверил его преданность, спросив, какое место ему понравилось больше всего (ручипарикша). Шрила Говинда Махарадж назвал Лалита Бхар, место, связанное с Лалитой Сакхи. Шрила Гуру Махарадж одобрил его выбор: «Ты очень удачлив». Это было предпочтением определенного настроения преданности, которое олицетворяет Лалита Сакхи. Рупа Госвами описывает и прославляет это настроение в своей «Лалита-аштаке»:

радха мукунда пада самбхава гхарма бинду
нирманчано пакарани крта деха лакшйам

Лалита Сакхи не будет мириться даже с малейшим препятствием играм Шри Шри Радхи-Кришны и готова тысячи раз пожертвовать своей жизнью, чтобы его устранить. Ее служению свойственна смелость, уверенность и настойчивость. Она живет только ради Их наслаждения играми. Такова преданность в своем наивысшем проявлении: полная самоотдача — и ничего для себя.

Когда однажды я назвал Шрилу Говинду Махараджа «фанатиком» Гуру Махараджа, он с радостью принял это как почетный титул. Преданность — это фанатизм в своей чистой форме. Дас Госвами питался только сывороткой, которую приносили в чаше из листьев, но он отверг даже это, когда узнал, что чаша была из Сакхистхали, где жила соперница Радхарани, Чандравали. Шрила Говинда Махараджа испытывает такое же неприятие к тем, кто неуважительно относится к Шриле Гуру Махараджу, Он не станет поддерживать с ними отношений, даже если от этого будет зависеть его жизнь. Он — бхакти-сундара (лалита) благодаря своему сильному желанию служить (прагалбам). Находясь в настроении Лалиты Сакхи, он не позволял подниматься к Шриле Шридхару Махарадже тем, кто мог бы побеспокоить его (подобно тому, как Лалита Сакхи не допускает беспокойств высшей сферы лилы). В основе такого сознания Кришны лежит уверенность, что малейшее Их неудобство гораздо важнее собственной жизни помноженной на тысячу раз.

Шрила Сарасвати Тхакур привил своим последователям понятие о мире приближенных слуг, оказывающих служение на Радха Кунде, как о высшей сфере и поставил перед нами цель — неустанно помогать им в служении (пуджала рага патха гаурава бханге), а вечером возвращаться на Говардхан. Упор всегда делался на подчиненное положение (дасьясья те мама расо 'стурасо 'стусатйам). Дас Госвами придает концепции дасьям (служения) наивысший смысл: радха-дасьям (служение Радхарани) под руководством Шри Рупы (рупануга).

Нужно также отметить, что ШрилаГовинда Махарадж основал Божество Гуру-Гауранга-Радха-Гопинатх (прайоджана-таттва) в Хапании, месте рождения Шрилы Гуру Махараджа, которому он поклоняется как Варшане (деревня, где живет Шримати Радхарани — прим. ред.), тогда как Говардхан остается для него желанным местом служения.

Сейчас мы находимся от того мира на расстоянии многих световых лет, но, тем не менее, нужно иметь о нем представление: эта галактика преданности — наша цель и высшее предназначение. Так можно выявить перспективу (самбандху) и обратиться к тем, кто олицетворяют ту реальность, чтобы посвятить себя служению им.

Шрила Говинда Махарадж обобщил свое представление о Шриле Гуру Махарадже в одном предложении: «Одного его слова достаточно, чтобы мы стали его вечными рабами». Такова преданность Лалиты Сакхи, нашедшая отражение в последователях Шри Рупы, и воплощенная среди современных последователей Сарасвати Тхакура в Шриле Бхакти Сундаре Говинде Дев-Госвами Махарадже.