Благословение гуру

Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж

Вопрос: Передают ли записи Гурудева трансцендентный звук, или, чтобы воспринять его, необходимо непосредственное общение с Гурудевом?

Шрила Шридхар Махарадж: Однажды, вскоре после того как я присоединился к миссии, меня вместе с одним санньяси послали в Бенарес. Мой старший духовный брат замечательно толковал «Шримад-Бхагаватам» и другие писания, и я испытывал большое вдохновение от его лекций. Как-то в разговоре со мной он заметил: «Теперь здесь сложились настолько хорошие условия, что я мог бы основать в Бенаресе центр нашей Миссии, купить землю и сделать для проповеди много другого. Но вряд ли наше руководство позволит, ведь тогда возрастет моя слава, а вместе с ней — и моя пратиштха (гордыня)».

Вскоре после этого я написал о его желании Гуру Махараджу: «Махарадж очень успешно проповедует, и если Вы позволите ему открыть здесь центр, думаю, у него это получится. Мне кажется, что в Бенаресе, на перепутье всевозможных духовных течений, филиал нашей Миссии просто необходим. Молю Вас дать ему разрешение и благословить его начинания». В то время у нас не было своего здания в Бенаресе, мы снимали дом, где жили и установили Божества.

Ответ пришел не мне, а главному секретарю Гаудия Матха. В нем говорилось: «Нам известно о том, что он очень хороший проповедник. Продолжай слушать его глубокие толкования «Шримад-Бхагаватам» и старайся извлечь из них как можно больше пользы». О моей просьбе не было ни слова. Некоторое время спустя Прабхупада приехал в Бенарес по другим делам. Мне довелось остаться с Гуру Махараджем наедине, и вдруг он меня спросил: «К чему приводит карма-канда? К тому, что мы растрачиваем жизненную энергию в попытках удовлетворить самих себя, а не Кришну. Но зачем идти на поводу у своих желаний? Все, что нужно — это исполнять желания Кришны, и тогда наши действия будут служением Ему».

Он привел такой пример: «Допустим, Господь или вайшнав велит мне принести цветы. Я собираю их, но едва хочу предложить ему, как он неожиданно говорит: «Я передумал. Принеси мне лучше воды». Если я стану убеждать его принять цветы, то весь мой труд был ничем иным, как карма-кандой. Когда я пытаюсь навязать Господу свою волю, это уже не служение. Он независим — может попросить и тут же отменить Свою просьбу. Он не обязан быть последовательным в своих намерениях, ибо ни от кого и ни от чего не зависит. Его воля превыше всего, а значит, в Его власти желать и отказываться от своих желаний. Такова Его природа, присущая Ему одному. Точно так же, как брахман, способный наложить на нас заклятие, может по собственной воле его снять, так и Господь и Его преданные ничем не связаны в своих желаниях и поступках.

Карна переоделся брахманом и пришел к Парашураме, чтобы тот обучил его всем тонкостям военного искусства. Но Индра решил помешать Карне. Однажды, когда учитель спал, положив голову на бедро ученика, царь небес превратился в червя и, пройдя насквозь бедро Карны, впился в голову Парашурамы. Тот проснулся от укуса и обнаружил всего себя в крови, хлынувшей из тела Карны. В гневе учитель воскликнул: «Ты не брахман! Ни один брахман не вынес бы такой боли. Ты кшатрий! Зачем ты явился ко мне? Обманом ты вынудил меня обучить тебя воинскому делу. За это я накладываю на тебя проклятье: ты позабудешь все, что знал, позабудешь в тот самый миг, когда эта наука будет тебе нужнее всего». Он отнял у Карны все знание, которым его наделил. Свобода воли подразумевает также и свободу при необходимости нарушать свои обещания.

Иногда глава правительства берет на себя обязательства перед страной и старается их исполнить. Однако, если это необходимо для общего блага, он может отказаться от прежних решений и действовать так, как того требует ситуация. Примерно то же самое относится и к наставлениям, содержащимся в священных книгах, шастрах. Шастры — откровения, записанные махатмами. Эти письменные свидетельства представляют несомненную ценность, однако гораздо более важны для нас те, кто их записал. Так и с магнитофонной записью: она окажет должное воздействие только в случае, если у нас есть связь с Источником — благословение Гурудева.

В Дакке был один человек, жить которому оставалось несколько дней, и Гуру Махарадж давал ему посвящение по телефону. Он произносил мантру в телефонную трубку, но поскольку он вкладывал в звук свое благословение, процесс передачи действовал. Точно так же широкое распространение записей бесед, лекций или книг вайшнавов, несомненно, благоприятствует духовному поиску, но самое главное — это связь с Источником.

майа татам идам сарвам джагад авьякта-муртина
мат-стхани сарва-бхутани на чахам тешв авастхитах
(Бхагавад-гита, 9.4)

«Все пребывает во Мне, и в то же время Я вне всего». Ачинтья-бхедабхеда-таттва. Он может проявиться где угодно и как угодно и затем исчезнуть: на все Его воля. И если на человеке лежит проклятье, то ни изучение шастр, ни даже усердные, полные веры молитвы Верховному Господу не откроют ему истины. Он будет отвергнут.

Дурваса проклял Шакунталу: «Мечтая о встрече с любимым, ты не заметила меня. Ты проявила неуважение к гостю, так знай: когда ты предстанешь перед избранником, он полностью забудет о том, кто ты и что вас связывало».

Трое подруг Шакунталы взмолились: «О риши, если мы хоть немного удовлетворили тебя своим служением, будь милосерден, сними с нее проклятье». Тогда мудрец смягчил свой приговор: «Хорошо. К ее супругу вернется память, но для этого ему нужно показать некий талисман».

Воля Источника, Его намерение — вот что важно. Без связи с Источником, с исходящей от него милостью все усилия будут бесполезны. Власть открывать и перекрывать поток принадлежит не только самому Хранителю Источника, но и Его верным сторонникам, Его приближенным. Купить кассету с записью еще не значит получить права на Его внутренний мир, на сокровища Его сердца. Их не купишь так дешево. Безусловно, они явлены в шастрах, именно поэтому мудрецы и написали их для нас. Но чтобы понять написанное, нужно уметь правильно читать. Простое усвоение информации, работа ума здесь бесполезны. Ключ к пониманию таков: пранипатена парипрашнена севайа (препоручить себя гуру, знающему истину, смиренно и почтительно вопрошать его и служить ему), а также: джахо бхагават пада вайшнавер стхане (единственный способ понять «Шримад-Бхагаватам» — слушать, как его объясняет чистый вайшнав). Только благодаря руководству посредника мы сможем понять суть писаний, иначе наша склонность к обману побудит нас выдавать за истинный смысл шастрсобственные домыслы, как это сделал Шанкарачарья. Он толковал Веды, не стараясь по-настоящему понять их послание. Вместо этого он искажал их смысл в угоду своим идеям.

Махапрабху говорил о нем так: «Шанкарачарья отверг подлинное учение Вед. Он подменил его своей собственной теорией, и его труды ничего не говорят о настоящей цели изучения шастр».

Рупа и Санатана Госвами изложили в своих книгах не только то, что услышали непосредственно от Махапрабху, но, по Его милости, и нечто гораздо большее. Махапрабху их благословил: «Я всегда с вами. Я наделяю вас силой, которая поможет преодолеть трудности и уберечь Мое учение от враждебных нападок. При любых испытаниях полагайтесь на Мою милость, и Я всегда буду вас вдохновлять. Мои благословения помогут вам в трудную минуту».

Благословить можно не только словами. Помощь может проявляться по-разному. Даже просто подумав о человеке по-доброму, можно ему помочь. Когда гуру мысленно благословляет учеников, они могут возвыситься и достичь цели своих духовных поисков. Духовная связь двусторонняя: от одной стороны исходит милость, от другой — готовность и способность ее воспринять. Но если с одной стороны затворить дверь, связь оборвется. Нужен настоящий гуру и достойный ученик — только тогда начнется передача знаний.

Ученик должен быть искренним и восприимчивым, иначе он не сделает в духовной жизни и шага. Семя, упавшее в каменистую почву, всходов не даст.

Электрический ток не может течь повсюду, поскольку не все материалы являются проводниками. Ток, проходящий сквозь среду с сопротивлением, меняет качество. Подобным же образом в духовный поток, идущий от гуру к ученику, могут проникнуть искажения. Чистое знание будет замутняться все более и более, от одного поколения к другому.

Гуру делится духовным знанием со многими учениками, но поскольку у каждого из них разные способности к восприятию, то и передавать это знание они будут по-разному. Изначальное учение было единым, а теперь люди блуждают в джунглях различных концепций и идей. В «Шримад Бхагавад-гите» Кришна говорит:

имам вивасвате йогам проктаван ахам авьяям
вивасван манаве праха манур икшвакаве ‘бравит
эвам парампара-праптам имам раджаршайо видух
са каленеха махата його наштах парантапа
са эвайам майа те ‘дйа йогах проктах пуратанах
(Бхагавад-гита, 4.1–3)

«Вначале Я поведал знание о карма-йоге Вивасвану, от него оно перешло к Ману, который передал его своему сыну Икшваку. Постепенно духовное знание искажалось все более и более, пока не исчезло вовсе. Сегодня Я вновь открываю его тебе».

Наши предубеждения искажают Истину. Она постепенно оскверняется ими и низводится до мирского уровня.

На берегах Ганги растут ним, тамаринд, манго и другие деревья. И хотя корни каждого дерева пьют воду из одной и той же реки, одни приносят горькие плоды, другие — кислые, третьи — сладкие. Их питает один и тот же источник, но природные различия берут свое.

Индра и Вирочана постигали идею Брахмана, размышляя над смыслом слов «со ‘хам». Индра пришел к выводу, что «со» означает атма, а демон Вирочана решил, что «со» — это тело. «Со ‘хам»— «Я есть То». Но что означает «То»? В одно и то же время, в одном и том же месте разные ученики придут к разным ответам. Одни свяжут «То» с атмой, душой, другие — с телом; настолько велика будет разница представлений, порожденных их предубеждениями.