Хлыстовство

(из второго номера XXV тома за июль 1927 года)

Практика и доктрины хлыстов, одной из религиозных сект России, имеют поразительное сходство с практикой и доктринами пракрита-сахаджиев, баулов, калачанди и кишорибхаджей Индии. Все эти культы основываются на абсурдном предположении, что отвратительные сексуальные оргии распутных нечестивцев могут быть тождественны трансцендентным деяниям Всевышнего. По сути, такая теория ничто иное, как величайшее богохульство. Чрезмерно привязанные к чувственным наслаждениям люди порой начинают думать, что все остальные так же развращены и распущены, как и они сами. Некоторые из таких негодяев полностью теряют всякий стыд и без зазрения совести утверждают, что не существует ничего священней и счастливей, чем сексуальная распущенность, а также говорят, что такое отвратительное понимание трансцендентных деяний Господа они обрели, изучая священные писания. И находится много тех, кто попадает в их сети и начинает им безоговорочно верить.

Многие люди этого мира, даже не обладая знанием о трансцендентной духовной реальности, достаточно здравомыслящи, однако, чтобы вести чистую благочестивую жизнь и не оказывать никакой поддержки таким лже-учениям, разрушающим мораль и призывающим к сексуальной разнузданности. Вне всяких сомнений, так проявляется их здравое внутреннее чутье. К сожалению, как бы ни была высока нравственность, но если она не основана на вере в Бога, то сама по себе она не обладает достаточной силой, чтобы спасти нас от цепких рук таких псевдо-духовных сект, как хлысты. Поэтому нам следует позаботиться о собственной безопасности и избегать близкого общения с религиозными людьми, не удостоверившись вначале о сути их духовной практики, и при этом всегда помнить наставление Шри Гаурасундара, гласящее, что «никто не может учить дхарме, если сам ей не следует».

В нашей стране прекрасно известны такие аморальные и беспринципные филантропы, способные убить в своих добровольных жертвах все благоговение перед святынями. Такое демоническое влияние ныне можно обнаружить повсюду, и не только в этой стране, как станет понятно из истории Грегория Распутина, имеющего дурную репутацию и оставившего значительный след в истории России в преддверии Первой мировой войны.

В этой статье учение хлыстов описывается относительно своей сексуальной направленности: это смесь непристойной животной страсти с верой в высочайшие духовные откровения. «Молитвенные собрания» хлыстов совмещали высочайшую степень религиозного экстаза и эротическую разнузданность. Хлысты верили, что на пике их истерического возбуждения на них нисходит Святой Дух, а развратное завершение их церемоний ничто иное как акт «божьего благословения». Обычно обряд начинался с медленного ритмичного танца, который постепенно перерастал в безумное кружение. И в ослепляющем свете множества свечей эта «молитва» неминуемо завершалась неконтролируемой любовной оргией.

Здесь следует немного рассказать о Грегории Распутине, который был типичным предствителем секты хлыстов. Распутин родился в крестьянской семье. Он был сыном конокрада и еще в юном возрасте сам стал похищать лошадей. Он не был наделен от природы располагающей внешностью. Лицо его выдавало типичное крестьянское происхождение — узкое, с длинными волосами, крупным бугристым носом, полными губами и длинной бородой. Его маленькие серо-голубые глаза выглядывали из под всклокоченных бровей, буравя всех острым взглядом. Этот нескладный проходимец, которого постоянно избивали разъяренные крестьяне за кражу их лошадей, в одночасье обрел такое могущество, что стал оказывать сильное влияние на царский престол.

Так Распутин промышлял конокрадством в родной деревне, в отдаленной части России, пока его не встретил один молодой начитанный и глубоко религиозный монах и не представил епископу Феофану как «божьего человека». С этого начался долгий путь Распутина, приведший его в итоге в царский дворец. Распутин имел поразительное влияние на своих жертв, которое несомненно — результат суровой аскетической практики. Он мог подолгу обходиться без сна и пищи, подобно индийскому факиру. Однако для тех, кто ему не доверял, его глаза казались омерзительными и отталкивающими. Люди подмечали, что у него была семенящая походка и он приближался к юным девушкам даже из знатных семей с лукавой и отвратительной улыбкой, обнимал их без церемоний и целовал в духе снисхождения. В царском дворце он появился под личиной праведного человека, во всем уповающего на Бога, однако на светских приемах, среди своих почитательниц он был гораздо менее осторожен. Когда же он оставался в домах своих последователей, то давал волю своим пристрастиям, предаваясь пьянству и развратному кутежу. В то время в высшем обществе Санкт-Петербурга оккультизм пользовался большим спросом. Именно там Распутин обрел значительный успех, оправдывая всю свою чудовищную невоздержанность обычными объяснениями хлыстовского культа. Постепенно он все больше и больше убеждал своих почитательниц, что общение с ним не имеет никакого отношения к греху. Русская императрица целиком и полностью находилась под влиянием Распутина, и ни одно важное решение в преддверии Первой мировой войны не обошлось без предварительного обсуждения с ним. Такое положение дел сильно беспокоило придворных, и многие даже пытались убедить императрицу прекратить общение с Распутиным. Однако император и императрица оставались глухими ко всем этим прошениям, мольбам, советам, опасениям и угрозам. Чем больше вельможи выступали против Распутина, чем больше они приводили доводов и аргументов, тем меньше внимания им уделяли в царском дворце.

Многие псевдо-вайшнавские секты Индии, такие как пракрита-сахаджии, баулы и калачанди, бесстыдно провозглашающие, что в основе их культа лежит учение Махапрабху, открыто проповедуют сексуальную распущенность и даже не гнушаются участвовать в подобных безнравственных ритуалах. При всем этом они называют себя последователями Шри Чайтаньи Махапрабху. В последующих выпусках этого журнала мы будем разбирать практики подобных псевдо-религиозных сект. В этой же статье мы думаем, что будет достаточно просто привести читателю реальный пример из жизни Шри Гаурасундара, ярко представляющий те принципы, которые Он требовал от Своих последователей, как домохозяев, так и монахов, в отношении общения с женщинами.

Автор «Шри Чайтанья Бхагаваты» так описывает в трех двустишиях те принципы, которым следовал Шри Чайтанья Махапрабху в Своей семейной жизни (Ади-кханда, 15.28–30):

эи-мата ча̄палйа карена саба’ сане
сабе стрӣ-ма̄тра на̄ декхена др̣ш̣т̣и-коне
‘стре’ хӣна на̄ма прабху эи авата̄ре
ш́раван̣о на̄ карила̄, — видита сам̇са̄ре
атаева йата маха̄-махима̄ сакале
‘гаура̄н̇га-на̄гара’ хӣна става на̄хи бале

«Господь постоянно подшучивал над всеми, кого встречал. Однако никогда, даже краем глаза, Он не смотрел на женщин. Всем известно: в этом воплощении Господь не позволял Себе даже слышать женские имена. Поэтому великие личности в молитвах Господу Гауранге никогда не обращаются к Нему как к Гауранга-нагаре (т. е. к Тому, Кто наслаждается обществом прекрасных девушек)».

Махапрабху явил Свою лилу отречения от мира и принял монашество в возрасте двадцати четырех лет. «Шри Чайтанья-чаритамрита» описывает следующий случай, произошедший во время Его пребывания в Пури как санньяси.

Однажды Шри Бхагаван Ачарья пригласил Господа к себе домой и приготовил множество прекрасных блюд для того, чтобы угостить Махапрабху. Ачарья попросил младшего Харидаса сходить к сестре Шикхи Махити [Мадхави Даси] и попросить у нее немного необрушенного риса. Сестра Шикхи Махити была уже пожилой женщиной и сам Махапрабху признавал ее выдающейся вайшнави, ставя ее на один уровень с такими возвышенными личностями, как Сварупа Дамодар, Рамананда Рай и сам Шикхи Махити. Харидас отправился к ней и принес риса. Ачарья был несказанно рад этому и искусно его приготовил. Когда Махапрабху увидел этот рис, Он одобрил его качество и спросил, откуда его принесли. Ачарья ответил, что рис попросили у Мадхави Даси. Господь спросил: «А кто пошел просить его?» Ачарья упомянул имя младшего Харидаса. Господь еще раз похвалил рис и сел вкушать. Но по возвращении домой Он повелел Говинде с этого дня больше не пускать в дом младшего Харидаса. Харидас был очень расстроен, узнав, что отныне двери дома Махапрабху закрыты перед ним. Никто даже не догадывался, чем вызван этот запрет. Харидас перестал принимать пищу и через три дня Сварупа Дамодар пришел к Махапрабху вместе с другими преданными и сказал: «Господь, какое оскорбление совершил Харидас? Почему Твои двери закрыты для него? Он скорбит и постится». Господь ответил, что не может смотреть в лицо вайраги (аскета), который не перестал общаться с женщинами. Сказав это, Господь удалился во внутренние покои. На другой день все преданные стали молить Господа простить Харидаса: «Господь, его проступок незначителен. Прости его. Сейчас он усвоил этот урок и никогда снова не совершит подобное оскорбление». Господь ответил: «Мой ум неподвластен Мне. Неправильным будет для Меня общаться с вайраги, который водится с женщинами. Оставьте эти пустые разговоры и ступайте по своим делам. Если вы еще раз упомяните об этом, то больше не увидите Меня здесь». Услышав эти слова, преданные закрыли уши руками и разошлись по домам.

Однако на следующий день все они отправились к Парамананде Пури и попросили его выпросить у Господа прощения для Харидаса. Пури Госани пришел к Господу. Господь поклонился ему, предложил почтительную асану и спросил, что он желает. Что привело его сюда? Пури Госани попросил Господа проявить милость Харидасу и простить его. Услышав это, Господь сказал: «Послушай Меня, Госани. Позволь Мне отправиться в Аланатх, а сам оставайся здесь со всеми вайшнавами. Я возьму с Собой только Говинду». Сказав это, Господь позвал Говинду и, выказав почтение Пури, покинул это место. Пури Госани ощутил такое сильное волнение, что бросился догонять Господа, однако Махапрабху убедил его вернуться домой.

Затем все преданные пришли к Харидасу и Сварупа Госани сказал: «Послушай, Харидас. Поверь, мы все желаем тебе только добра. Но таково решение Господа. Он Владыка, и никто над Ним не властен. Однажды Он непременно явит тебе Свою милость. Но если ты будешь умолять Его о прощении, Его решимость только окрепнет. Однако со временем Его гнев сойдет на нет. Поэтому прими омовение и поешь». Сказав это и убедив Харидаса омыться и начать принимать пищу, Сварупа Дамодар вернулся домой, а Харидас ощутил надежду в сердце. Когда Господь отправился увидеть Джаганнатха, Харидас наблюдал за Ним издалека.

Прошел год, но Махапрабху так и не простил Харидаса. Однажды, на исходе ночи, Харидас предложил Господу поклоны и отправился молиться, никому ничего не сказав. Именно тогда он дал обет достичь лотосоподобных стоп Всевышнего, покончив с жизнью в водах Трибени.

Однажды Махапрабху спросил преданных: «Где Харидас? Приведите его сюда». Преданные отвечали: «Он целый год ждал прощения, а затем в одну из ночей ушел в неизвестном направлении». Услышав это, Махапрабху нежно улыбнулся. Все преданные были поражены увиденным.

Как-то раз из Праяга в Навадвипу пришел один вайшнав. Он рассказал всем про Харидаса, поведав о его священном обете погрузиться в воды Трибени. Услышав это, все преданные во главе со Шривасом были поражены. Затем, в конце года, Шивананда отправился вместе со всеми преданными в Пури на встречу с Господом. Увидев Махапрабху, Шривас спросил у Него: «Где Харидас?» Господь ответил: «Наслаждается плодами своих поступков». Затем Шривас поведал историю Харидаса, рассказав о его обете войти в воды Трибени. Услышав это, Господь рассмеялся и сказал, ощущая сильное удовлетворение: «Таково подлинное искупление за грех смотреть на женщину как объект чувственных желаний».

Автор текста неизвестен
переводчик: Вриндаван Чандра Дас
редактор: Традиш Дас