Смиренное обращение

Атул Чандра Бандьопадхьяя Бхакти Шаранга
(из третьего номера XXV тома за август 1927 года)

Человеку свойственно ошибаться. Каким бы образованным и разумным он ни был, ему никак не исправить этот недостаток. Величайшим философам следует помнить, что человек по самой своей природе всегда может совершить множество ошибок, особенно когда пытается судить о духовных и вечных реалиях на основе своего эмпирического знания. Из всех достоинств высочайшее — проницательность, но даже она имеет свои ограничения. Конечно, есть люди, которые от природы наделены уникальными способностями. Однако, какими бы возможностями и умениями человек ни обладал, его ум всегда чем-то обеспокоен и неустойчив. Сегодня мы принимаем какую-то теорию, а через несколько дней ее отвергаем. Доктрины великих людей полны недостатков, и в этом несложно убедиться. Порой то, как быстро могут меняться мнения одного и того же человека, может обескуражить. Тело человека также меняется в зависимости от погоды или времени, и этих изменений намного больше, чем лунных фаз. Все это заставляет наш ум перескакивать с одного объекта на другой, подобно тому, как меняется уровень ртути в термометре. В какое-то мгновение ум может быть чист и прозрачен как эфир, а в следующий миг стать грязным словно зловонный туман. Поэтому, как же можем мы полагаться на людское здравомыслие? Где же хваленый человеческий разум? Все это непостоянство нашей бренной оболочки, ненадежность житейской премудрости, в любой момент могущей нас подвести, призвано научить нас смирению и умерить нашу гордыню. Однако философы обычно не придают этому никакого значения, поскольку гораздо больше обеспокоены тем, как утвердить свои собственные представления в качестве основы мировоззрения своих последователей. Предрассудки и предубеждения чаще всего становятся камнем преткновения на пути постижения реальности и не дают нам увидеть что-то новое во вселенской картине мира. Такая пагубная и зачастую постыдная предрасположенность приводит нас не в высший мир, а в мир собственных измышлений. Чтобы застраховать себя от такой опасности, нам следует отбросить все предрассудки и научиться слушать беспристрастно, не пытаясь делать замечания по каждому возможному поводу.

К тому же повсюду признается, что психические способности зависят от состояния физического тела, которое меняется с течением времени. Ум неразрывно связан с материей и не может мыслить вне категорий материальных феноменов. По этой причине у него нет доступа в мир духовный, на Вайкунтху ( ), врата которой закрыты для всех, кто несет в себе предубеждения и мутный свет мудрости этого мира. Законы и правила материального мира не действуют в мире духовном. В мире вечности нет материального времени и пространства. Материальные чувства не способны даже приблизиться к той сфере. Кому по силам разметить ту высшую и таинственную реальность во всех направлениях или постичь ее глубину? Какую меру измерения нужно принять, чтобы вычислить размеры вечного мира? Однако верующий не может не чувствовать присутствия Единого Духовного Высшего Существа в этой духовной обители вечности, несмотря на любые доводы самых упорных атеистов и на собственные сомнения.

Будь ты величайшим из гениев, выдающимся ученым, превосходным оратором или самым умудренным опытом человеком в этом мире, тебе никогда не пройти врата божественной сферы Духа, и лишь знание свыше дарует тебе возможность идти дальше.

на̄йам а̄тма̄ правачанена лабхйо
на медхайа̄ на бахуна̄ ш́рутена
(«Катха-упанишад», 1.2.23)

Тебе придется оставить все, к чему ты так привязался в этом мире, и полностью принять этот метод слушания ( ). Это то, что называется «смертью для этого мира», и лишь она делает человека пригодным воспринять проблеск высшей духовной реальности.

тад виддхи пран̣ипа̄тена
парипраш́нена севайа̄
(Бхагавад-гита, 4.34) 1

Фонарь (эмпирического знания) может помочь нам найти что-то в темном месте (материальном мире), однако он становится бесполезен там, где ярко светит солнце. Просто нелепо при помощи фонаря пытаться разглядеть солнце, являющееся источником света для всех светящихся тел. Господь освещает Себя собственным светом. Его энергии обладают той же природой, что и Он сам. В материальных объектах прослеживается строгое разграничение между субъектом и его силой, между предметом и его характеристиками, такими как название, форма и воздействие. Но духовная истина гласит, что в мире Духа все тождественно своему имени, облику, качествам и деятельности. Большинство западных философов, отождествляя ум и искаженное эго ( ) с душой или духом, не способны даже помыслить о том, что находится за пределами материи. Сам Шри Кришна (Бог богов) определяет различие духовной души и ума в Бхагавад-гите (7.4):

бхӯмир а̄по ’нало ва̄йух̣
кхам̇ мано буддхир эва ча
ахан̇ка̄ра итӣйам̇ ме
бхинна̄ пракр̣тир аш̣т̣адха̄

(1) Твердь, (2) жидкость, (3) огонь, (4) энергия и (5) пространство (эти пять элементов, проявленных в форме физического тела, выступают как внешняя оболочка живого существа), (6) ум, (7) разум и (8) искаженное эго (эти три элемента представляют астральное тело или внутреннюю составляющую человека) — все эти восемь элементов имеют отношение к созидательному принципу материи ( ), тогда как душа — это атомарная частичка Высшей Души, часть энергии Господа, но несколько иной природы ( ), создающая живых существ духовными по своей сути, но подверженными очарованию майи (Его иллюзорной энергии), когда они забывают о своем врожденном и истинном положении вечных слуг Бога.

Всевышний обладает бесконечными энергиями, но священные писания разделяют их на три основные категории: (1) энергия, проявляющая духовное бытие, называется чит-шакти, а духовное царство — чит-джагат; (2) майя-шакти создает материальный мир, известный как майик-джагат; (3) джива-шакти, состоящая из бесчисленных джив (душ), занимает положение между чит-джагат и майик-джагат, и если индивидуальная душа лишается покровительства чит-шакти Бхагавана, то в ней пробуждается стремление властвовать, и она неизбежно попадает под влияние майя-шакти. Те же, кто выбирает путь служения Владыке, защищены от подчиняющего влияния майи и последующих страданий, и принимаются в чит-джагат как вечные слуги Бога.

Порабощаясь материей, душа лишается благоразумия, попадает под влияние ума и пытается наслаждаться этим миром через чувства. В действительности, ум и тело — собственность души, и она должна властвовать над ними. Если, благодаря великой удаче, дремлющая душа начинает внимать духовному знанию и действовать с целью вернуть свое врожденное положение божественного слуги, материя теряет свою власть и передает ей бразды правления над телом и умом. Находясь под властью материи, ум обречен увязнуть в болоте этого мира, тогда как освободившись от гнета грубой материи, он начинает стремиться к Богу, в Его святую обитель. Между умом и духом огромная пропасть, и лишь духовная практика способна объединить их воедино.

Так называемые великие люди и известные мыслители зачастую полностью отрицают духовную сторону жизни. Это происходит потому, что эта истина неподвластна сухой логике и бесплодным спорам, и ощутить ее возможно лишь интуитивно в искреннем поиске.

Мудрые философы заключили, что в основе всех ошибок человека лежат: (1) бхрама ( ), (2) прамада ( ), (3) каранапатава ( ) и (4) випралипса ( ), которые сводят на нет все наши стремления и чаяния. (1) Мы склонны всё воспринимать с точностью наоборот: например, позор как славу, а жизненный крах как благо. (2) Мы утверждаемся в заблуждениях относительно истинной картины мира, игнорируя при этом свет Высшей Истины. (3) Материальные чувства, при помощи которых мы пытаемся обрести знание об этом мире, не способны дать нам желаемое, поскольку полны изъянов и ограничений. Например, без помощи микроскопа мы не способны увидеть микробы в стакане воды. Также мы ничего не видим в темноте. (4) Мы склонны к обману, который глубоко укоренился в нашем сердце, что особенно заметно, когда мы с пристрастием отстаиваем собственную точку зрения, избирательно излагая сомнительные факты и предположения. Все эти четыре недостатка делают нас неспособными постичь Абсолютную Истину. Она открыта лишь для Всемогущего Господа и Его вечных спутников. Господь знает обо всем, Ему подчинены неисчислимые энергии и Он всегда исполнен блаженства. Он вездесущ, всеведущ и всемогущ, и Ему нет равных. Обладая безграничной верховной властью, Он способен появиться перед нами как Аватар, или Шри Виграха. Когда мы остро нуждаемся в Его помощи, Он нисходит в этот мир из Своей вечной духовной обители, принимая человеческий облик. Порой Он отправляет Своего вечного спутника, неотличного от Себя Самого, который наделен властью действовать от Его имени. Когда теизм вынужден уступить пантеизму 2, скептическому атеизму и агностицизму 3, бездуховной распущенности и лицемерию, на земле воцаряется хаос. Грех и его ужасные последствия окружают нас со всех сторон, истошно требуя принять их сторону, и мы внезапно обнаруживаем себя посреди этого затягивающего водоворота вопреки всем нашим желаниям. Но Господь милостиво приходит в этот мир спасти нас из этой обреченности и даровать мир и спокойствие нашей душе.

паритра̄н̣а̄йа са̄дхӯна̄м̇
вина̄ш́а̄йа ча душ̣кр̣та̄м
дхарма-сам̇стха̄пана̄ртха̄йа
самбхава̄ми йуге йуге
(Бхагавад-гита, 4.8) 4

Господь может появиться здесь и при этом присутствовать повсюду, внутри и вне этой вселенной. Противоречащие друг другу силы и качества приходят в полную гармонию под влиянием Его неописуемо прекрасной Личности. Он вечно правит в духовном мире, и с Ним всегда Его вечные спутники, Ему сопутствуют величие, могущество, слава, красота, мудрость и верховное положение, и, в то же самое время, Он во всей Своей полноте присутствует в каждом сотворенном объекте и месте. Всемогущий Творец материальной природы — это сама высшая воля, которая неизмеримо выше самой природы, ее законов и норм, поскольку все сущее исходит из Него и творится по Его воле и Его энергиями. Всевышний Шри Кришна Чайтанья — это средоточие всех духовных и материальных явлений, источник божественной гармонии, вечно сияющей вместе с Всепривлекающим Господом. Он — сама Абсолютная Истина. Его веления — это истина во все времена и единственное, на что мы можем положиться сполна. Все они воплощены в Ведах, Бхагавад-гите, Упанишадах, «Шримад-Бхагаватам» и других сат-шастрах, которые следует принимать как единственное доказательство в духовных вопросах. Удачливые и искренние люди внимают им и применяют эти наставления в своей жизни. Это божественное послание не предназначено для какой-то одной секты, касты или верования, а для всех живых существ, всех воплощенных душ, включая животных, людей и небожителей. Оно основано не на частной и мнимой истине, но на неоспоримой Абсолютной Истине. Достигнув духовного уровня по милости Всемогущего Господа, любой обретет умиротворение, какие бы до этого противоречивые желания и чувства он ни испытывал. Каждый откроет для себя жизнь в общении с трансцендентным Господом, вечную жизнь, исполненную непреходящей радости, мира, счастья и успеха как в этом мире, так и в следующем. Высшая гармония сведет на нет все конфликты и противоречия и урегулирует все разногласия. «Как достичь этого плана бытия?» — таков быть должен наш первый вопрос.

Я не способен в одиночку приблизиться к божественной обители Господа без помощи духовного света того, кто осознаёт этот духовный принцип. Так возникает потребность в сат-гуру, духовном наставнике — самой близкой и неотъемлемой частице Всевышнего. Он нисходит в этот мир в человеческом облике, чтобы спасти спящие души из рабства майи (Своей иллюзорной энергии), наделяя каждого божественной силой, благодаря которой можно достичь успеха человеческой жизни, избавиться от всех недостатков и обрести свое положение в вечном служении Господу, восстановив все свои духовные права и привилегии.

Великодушный читатель, ощущаешь ли ты необходимость в подобном друге, верном и истинном, который никогда тебя не предаст? Друге, который даст тебе силы победить все искушения и побуждения поступить неправильно, повинуясь диктату твоего же собственного разума и суждений.

«Где мне найти духовного учителя? Чем я могу заинтересовать его?» — таков должен быть наш следующий вопрос.

Если я искренен в этом своем желании, Он непременно явит Себя мне. Он всегда рядом со мной. Он готов прийти к каждому, кто взывает к Нему. Многие уже обрели Его. Многие наслаждаются дружбой с Ним и живут с Ним неразлучно. Я только должен выразить свою готовность следовать Его наставлениям, и вскоре обнаружу в себе уверенность, что он услышал мою мольбу. В следующее мгновение я обнаружу перед собой маханта-гуру, или сат-гуру, который радушно обнимет меня и откроет врата в царство Бога.

переводчик: Вриндаван Чандра Дас
редактор: Традиш Дас

 


1«Ты будешь способен обрести это знание, лишь удовлетворив истинного духовного учителя, предлагая поклоны, чистосердечно вопрошая и искренне служа ему».


2 Пантеизм (греч. παν — «всё, всякий» и греч. θεός — «бог, божество») — учение о том, что всё есть Бог; учение, обожествляющее Вселенную, природу.


3 Агностицизм (от др.-греч. ἄγνωστος — «непознаваемый», «непознанный») — философская позиция, существующая в научной философии, теории познания и теологии, полагающая невозможным объективное познание окружающей действительности посредством субъективного опыта. Проще говоря, агностицизм отрицает возможность доказывания или исследования явлений, объективное проявление которых неизвестно.


4 Господь Кришна, обращаясь к Своему другу Арджуне, провозгласил: «Чтобы освободить Своих святых преданных, уничтожить грешников и установить непоколебимую основу истинной религии, Я прихожу из века в век».