Особые качества Ачарьи (часть 5)

Профессор Ниши Канта Саньял
(из четвертого номера XXVI тома за сентябрь 1928 года)

Из божественного сада высшей обители была доставлена и подарена этому миру огромная корзина, полная спелых плодов, дарующих вечное благо. Однако она никогда не была бы открыта и эти животворные плоды никто бы не попробовал, они так и остались бы запечатанными в «корзинах» бессмертных работ Тхакура Шри Бхактивинода, если бы задача по их распространению не была завещана его достойному преемнику, способному взять на себя столь высокую ответственность. Воистину, Шри Сиддханта Сарасвати Тхакур — это сама богиня учености, распространяющая послание Господа во все времена. Происходя из Шри Пурушоттама-кшетры в Уткале (места его благоприятного рождения), этот лучший из возлюбленных Мукунды, во исполнение таких пророчеств священных писаний, как «чистая религия придет из Пурушоттамы в Уткале» и «Святое Имя Шри Гаурасундара будет проповедоваться по всей Земле», успешно исполняет непосильную для кого бы то ни было другого работу — распространяет по всему миру бесценный дар не несущей зла милости Шри Бхактивинода Тхакура. Тем самым он сделал безбрежный океан духовного блаженства доступным для всех джив. Он раскрыл перед изумленным взором человечества это в высшей степени удивительное и величественное понимание всеобщей гармонии и торжественно поднял развевающееся победоносное знамя над всемирным движением воспевания Святого Имени Кришны и любви к Богу, начало которому положил Тхакур Шри Бхактивинод.

Тхакур Шри Сиддханта Сарасвати утвердил для нас иде-ал, как следует исполнять желания Шри Чайтаньи, использовав для этого тот же самый метод, что столь успешно применяли великие ачарьи прошлого. Та божественная задача, которой он посвятил всего себя, никогда не могла быть завершена, несмотря на его неутомимые усилия в непрестанном служении Кришне, напоминающие пыл самого Шри Рупы, который молил усилить его чувства в миллионы раз, чтобы он мог осознать подлинную сладость служения Господу.

Всякий раз, когда Шрила Сиддханта Сарасвати Тхакур оказывался в новом месте, он в первую очередь устанавливал печатный станок для издания духовной литературы и организовывал ее распространение для всех клас-сов людей, пытаясь тем самым нейтрализовать влияние материальной иллюзии и подготовить нисшествие божественного звука. Та же цель прослеживается в его попытке создать место для духовного образования, которое наконец появилось в Гаудапуре.

Если восприимчивому, любознательному и желающему служить ребенку еще в детстве объяснить тождество трансцендентного звука с Тем, на Кого он указывает, то посредством передачи прямого значения этих звуков в человеке пробуждается духовное понимание, рождающее стремление к непрестанному киртану Шри Шри Радха-Говинды. Однако те значения, что запутавшийся в иллюзии разум получает посредством мирских звуков, приводят лишь к нарушению гармонии и распространению несогласованных усилий, что становится причиной страха, жажды эгоистичных удовольствий и преступных намерений. Все это — препятствие для киртана Господа Хари, только благодаря которому можно осознать, что подлинная деятельность нашего истинного «я» раскрывается в служении Шри Гурудеву (то есть Шри Кришне и Его преданным) в духовном мире.

Проповедуя беспримесный киртан Шри Кришны, Шрила Сиддханта Сарасвати Тхакур реабилитировал и утвердил возвы-шенное положение истинного брахмана и вайшнава. Он доказал, что все поступки Гуру-вайшнава свободны от любых недостатков, поскольку такой истин-ный духовный учитель целиком ведом божественной волей Кришны. Утвердив это заключение, он тем самым убедительно опроверг всевозможные материалистичные представления, которые идут вразрез с принципом беспримесной преданности Богу: такие как (1) завуалированная филантропия; (2) взгляды смартов, поддерживающих материалистичную деятельность; (3) настоящая филантропия, пытающаяся достичь компромисса между совершенной духовной практикой (идентичной своему высшему предназначению) и ущербными не-духовными методами (отличными от своих целей); (4) представление, что духовность возникает из материи; (5) представления, порождающие у того, кто занимает положение ученика или же совершенно непригоден для ученичества, высокомерное желание занять место духовного наставника; (6) а также роковая ошибка, ответственная за вымученные и искусственные попытки подражать трансцендентному поведению парамахамс. Шрила Сарасвати Тхакур непрерывно занят, как ачарья вечной религии, в защите (1) метода передачи через слух трансцендентных звуков (путь шраута); (2) Кришны; (3) объектов, используемых в поклонении Кришне; (4) распространения истинного облика Кришны в Его духовном царстве (Дхаме) от нападений врагов Шри Кришны, который во всем тождественен знанию Абсолюта, не признающему никаких альтернатив (адвая-гьяна).

Ради совершения подобных усилий этот трансцендент-ный ачарья бесстрашно идет на риск, становясь (в точности как Шри Нитьянанда и Тхакур Харидас) объектом бесчисленных оскорблений, преследований, угроз и клеветы этого мира, течение которого враждебно преданности Господу Вишну. Однако он с твердой решимостью продолжает исполнять все свои обязанности на благо других. Его положение и деятельность неверно понимаются атеистами, которые видят в этом лишь проявление высокомерия. Разве есть еще кто-то, способный показать нам столь высочайший идеал служения преданным Бога?

Неутолимое желание Шрилы Сиддханты Сарасвати Тха-кура поклоняться и почитать вайшнавских ачарьев было исчерпывающим образом явлено во время его недавней поездки в Гауда-мандалу, а также во время его поездок по всей Индии с целью личного посещения и оказания почтения различным святым местам, освященным деятельностью предыдущих ачарьев. Во время этих путешествий он посетил Удупи-кшетру Шримад Мадхвачарьи, Канчи и Перамбедур Шримад Рамануджачарьи, Нимбаграм и Шелимабад Шримада Нимбачарьи, Гади в Галте — увековечивший победу автора «Говинда-бхашьи». Также он обнаружил многочисленные рукописи касательно Шри Вишнусвами. Он посетил все святые места, которых касались святые стопы Шри Гаурасундара в Его проповеднических играх как ачарьи, и сделал важные распоряжения для сохранения памяти о посещении Господом Шри Чайтаньей различных мест ради возрождения учения этих ачарьев. Он положил начало поклонению этим ачарьям в Шри Чайтанья Матхе, в Шридхам Майяпуре, месте явления Шри Гаурасундара. Он распорядился проводить празднования годовщин явлений и уходов ачарьев во всех матхах, которые он установил в различных частях страны (Индии). Природа и величие этого служения непременно станет понятна читателю, стоит ему вспомнить о том, что в Бенгалии практически никто не знал о Шримад Мадхвачарье до тех пор, пока Шрила Прабхупада не поведал о его славе по всей стране. Не будет преувеличением сказать, что философские учения Шримада Мадхвачарьи и Шримада Рамануджачарьи также стали известны бенгальцам благодаря усилиям Шрилы Сиддханты Сарасвати Тхакура. Все это неопровержимо свидетельствует о его чистосердечном поклонении вайшнавским ачарьям.


переводчик: Вриндаван Чандра Дас
редактор: Традиш Дас