Революция в теологии

Шрипад Бхакти Судхир Госвами Махарадж

В мире существует множество религиозных концепций. Вращаясь вокруг центральной Истины, они соперничают между собой за превосходство. Христиане видят спасение в Иисусе Христе, мусульмане – в Магомете, а индуисты – в милости Шри Гуру. Каждая религия, основываясь на своих писаниях и откровениях, предлагает свою идею Бога и Божественного мира. Шридхар Махарадж говорил: «Человек получает связь с определенной религией в соответствии с внутренним устремлением и жаждой истины».

В разных религиях Истина присутствует в разной степени

У Бога множество аватар, которые нисходят в этот мир согласно месту, времени и обстоятельствам, а также духовной потребности и способности человека воспринять истину. В силу разнообразия индивидуальной природы тех, кому явлено божественное откровение, истина преломляется и видоизменяется. Так возникают религиозные традиции.

Бог обычно представляется как воплощение всеобъемлющего безграничного величия. Более глубокому взгляду открывается всепроникающее присутствие Божественного. Но это только частичные проявления Абсолюта. Истина же находится гораздо глубже и являет вблизи иную природу – личностную и всепривлекающую – Господа Кришну – Бога не столько величайшего и всеведущего, сколько неудержимо притягательного. Восприятие Бога как Кришны указывает на непреодолимое любовное стремление к самому центру Бесконечного Абсолюта – Прекрасной Реальности.

Абсолютный Центр религиозной вселенной

Если мы принимаем идею религиозного плюрализма, то сам собой возникает вопрос – насколько та или иная концепция близка к Истине? Вот что пишет в своем письме в Ватикан теолог-диссидент Джон Хик: «Теоцентризм, допускающий многообразие религиозных воззрений, открывает путь к более высоким сферам, нежели мир Христа. Таким образом, мы приходим к новой парадигме, которая отрицает, что центром религиозной вселенной является Христос и утверждает вместо него Бога. Эта система взглядов столь же революционна, как некогда теория Коперника о том, что в центре вселенной находится не Земля, а Солнце. Центром всех вероучений, включая христианство, является Абсолютная Истина – Бог, высшая трансцендентная реальность».

Все планеты вращаются вокруг Солнца на разном удалении, и те, что находятся ближе к светилу, сходны с ним по строению и составу атмосферы. Все религии вращаются вокруг Абсолютной Истины, но как измерить глубину их концепций?

Качество религии определяется близостью к Богу

В мире денег мы признаем существование разных валют: доллара, фунта, рубля и т. д. Все они являются средством платежа, все обладают определенной ценностью. Но они не равны между собой. Их относительная стоимость устанавливается неким стандартом. Как бы патриоты ни похвалялись могуществом денежных знаков своей страны, ее истинная стоимость определяется только в сравнении с абсолютным стандартом, независимо от местных предпочтений или предрассудков.

Но каким же должен быть стандарт в мире теизма? Гаудия-вайшнавизм утверждает, что стандартом духовного капитала является раса. Раса, или близость в отношениях с Богом, есть то мерило, которое позволит узнать относительную ценность любой духовной концепции.

Для рядового гражданина президент страны не просто человек, а существо недосягаемое, далекое и недоступное. Такая дистанция внушает подданному благоговение и почтительный трепет. Но эти чувства не единственные по отношению к президенту. У президента есть также ближнее окружение, которое воспринимает его не только как первое лицо государства. В их почтении и уважении к нему есть доля личной симпатии. Им случается быть свидетелями его шутливой перебранки с друзьями. В дружбе возможна даже «непочтительность» – недопустимая и оскорбительная вне близкого круга, она дарит особую радость внутри его. И, наконец, узы сыновней, супружеской и родительской любви, которые связывают президента с родными. И то, что неуместно в одних отношениях, становится неотъемлемой частью других.

Развитие духовной любви

По мере того как человек духовно развивается, минуя стадию благоговейного трепета перед величием и могуществом Бога, в его сердце пробуждается поток естественной, лишенной любого расчета привязанности к Нему. Это известно как бхакти-раса. Концепция расыизложена Шрилой Рупой Госвами в книге «Бхакти-расамрита-синдху», где он последовательно раскрывает науку духовной эволюции.

Индуизм в общем и гаудия-вайшнавизм в частности признают неоспоримое право на существование всех религиозных верований. Это позволяет им устоять и сохранить целостность в шумной неразберихе плюрализма и свободы мнений. Но нельзя забывать: то, что для одного будет спасением, другого может привести в ад. Если в «спасении» или «раю» не раскрывается потенциал служения Богу, то такой религиозный путь вайшнавы находят нежелательным.