Комментарий к Гаятри-мантре

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Высшее понимание сокровенного смысла Гаятри-мантры
согласно учению «Шримад-Бхагаватам»

артхо‘йам брахма-сутранам,
бхаратартха-винирнайах
гайатри-бхашйа-рупо ‘сау,
ведартхах парибримх итах
(«Гаруда-пурана»)
«Великое священное писание “Шримад-Бхагаватам”
появилось как пояснение к “Брахма-сутрам”,
разъяснение сути “Махабхараты”,
подробнейший комментарий к Гаятри-мантре
и объяснение смысла Вед».
(«Гаруда-пурана»)
бхвадес тат савитур варенйа-вихитам кшетра-гйа севйартхакам
бхарго вай вришабхану-джатма-вибха-вайкарадхана шри-пурам
(бхарго дхама-таранга-кхелана-судхайкарадхана шри-пурам)
(бхарго дхама сада-нираста-кухакам прагйана-лила-пурам)
девасйамрита-рупа-лила-расадхер-арадха-дхих преринах
(девасйамрита-рупа-лила-пурушасйа-радха-дхих прешинах)
(девасйа дйути-сундарайка-пурушасйа-радхйа-дхих прешинах)
гайатри-муралишта-киртана-дханам радха-падам дхимахи
(гайатри-гадитам махапрабху-матам радха-падам дхимахи)
(дхир арадханам эва нанйад ити тад радха-падам дхимахи)

Гаятри – мантра, воспевая которую, Мы обретаем спасение; Не просто освобождение от всего низшего, Но знание о своем истинном «я»;

Муктир хитванйатха рупам, Сварупена вйавастхитих, – Говорит «Бхагаватам»: «Узнай свое высшее “я” – Это настоящее мукти». Исполнять свое истинное предназначение – Вот наше высшее положение, И это – служение в преданности, Вовсе не покой отрешенности.

Из Омкары рождается Гаятри, А из нее – Веда, «Веданта-сутра», Затем из Гаятри, «Матери Вед», – «Шримад-Бхагаватам» – Комментарий к Гаятри; Затем Кришну Вриндавана Нам следует ясно видеть В святом лоне Гаятри-мантры.

Ом – семя, содержащее в себе все сущее, Что надлежит постичь, Бхур – место, где мы находимся, Воспринимаемый нами мир. Бхувах же – его тонкое проявление – Состояние ума, Кармические привязанности, Порожденные нашими чувствами.

Свар означает буддхилоку, мир Возвышенной и прекрасной решимости, Мир свободы выбора Между высшим и низшим – Способность нашего разума. Бхур, бхувах, свар, махар, Джана, тапа, сатья – Образованный семью сферами

Материальный мир вплоть до Сатьялоки, Где пребывают Брахма И четверо святых Кумаров. Все это сферы жизни в низшем, Материальном царстве, Как говорится в «Шри Бхагаватамритам» Санатаны Госвамипады.

(Река Вираджа – линия равновесия На границе низшего царства; Брахмалока отделяет высший мир От низшей сферы; А мир истинной отреченности Лежит в обители Шивалоки. Затем – Вайкунтха, Айодхья и Дварака, Затем – Матхура и, наконец, Вриндавана, Кришналока).

Тат савитур означает солнце, Озаряющее все в мире, Не что иное, как душу, Воспринимающую мир. Как сказано в «Гите», Пропетой Шри Говиндой, – Эках критснам локам имам равих: Именно душа воспринимает сущее.

Затем вареньям – Он над душой, Выше, чем крохотное «я» души, Высшее Абсолютное Существо – Сверхдуша и Сверхсубъект. Намного тоньше и возвышеннее души – То, чему ей следует поклоняться, Это бхарго – обитель На сверхсубъективном уровне, Описанная в «Бхагаватам», В первом из его стихов: Царство высочайшей истины, Где рассеивается вся майя. В своей безупречной славе Она являет высшую цель, Великий духовный свет, Озаряющий душу: Девасья – Его сила, Владыка сладостных игр, Пленительная Реальность – Должно поклоняться ей во все времена. Бхарго изошла от дочери царя Вришабхану, Воплощения махабхавы – От самой Шри Радхи.

Вся сила, все стремление Служить Господу Кришне – Ее владения, полный любви мир Служения центру сущего. Она ведает, как служить Шри Кришне, Чтобы радовать Его как никто другой; Если мы желаем служить Ему, Нам должно молиться: Даруй нам Свое повеление!

Дхимахи – есть обращение к нам: «Приди и погрузись в созерцание». Какое созерцание? Воспитывать, взращивать Наше благоговение, наше преклонение, Наше служение в преданности: Погружение в бескорыстную деятельность, А не в отстраненное безразличие.

Не праздный и механический, Бездушный эксперимент, Но развитие духа – взращивание Желания служить. Дхийо йо нах прачодайат – Что в результате? Развивается преданность. Даса каре ветана, море деха према-дхана – Чем более ты отдаешь, тем большее Ты обретешь желание продолжать: И чем более ширится, возрастает служение, Тем большая прибыль Приходит к накопленному: Наше стремление возрастает безмерно – Таков тайный смысл Гаятри-мантры.

Гаятри – песня, воспевая которую Мы обретаем освобождение, Сокровенная музыка Божественного У святых стоп Гауранги Утоляет высшую из наших потребностей; Мелодия суть санкиртана – Затем – достижение Вриндавана Благодаря святому звуку флейты Кришны.

Санкиртана Махапрабху исцеляет нас, Ведет к блаженству служения, Известному как раса. Вступающим во Вриндаван Слугам Кришны Божественная песнь Его флейты Помогает служить. При звуках флейты все волнуются: «Ах! Он идет!», «Он приближается!», Изумленная этим чудом, река Ямуна Не в силах продолжать бег своих вод. Друзья окружают Его весь вечер; Слушая песню флейты, Яшода Говорит себе: «Скоро придет мой сын!» О Кришна, Владыка любви – Властелин сердца, Господь Шри Говинда, Песнь Твоей флейты звучит в ночи, И гопи бегут к Ямуне.

Господь Враджа-дхамы – Сама Высшая истина – Увлекает всех Своих слуг, Просто играя на флейте. Дасья, сакхья, ватсалья, все виды расы Вплоть до высшей, мадхуры, – Все олицетворены Шри Радхой – Весь мир служения пребывает в Радхике; Все виды служения подобны ветвям – Они не более чем Ее часть. Священная песнь пробуждает нас И мы смиренно предлагаем наши сердца Ее святым лотосным стопам – Служению Шри Радхе. Раса-раджа, махабхава – дуи эка рупа – Владыка любви – Ее Супруг, И оба воплотились в едином образе:

Золотой Господь, Гауранга Махапрабху, Наполнил Гаятри Радха-дасьям. Веды, Упанишады, Все явленные откровения истины, Сошлись в «Шримад-Бхагаватам», Вершине всех вероисповеданий; К этому высшему уровню осознания Бога Придет сердце, Внимающее этой вести преданности.