Тхакур Харидас (часть 5)

(из шестого номера XXV тома за ноябрь 1927 года)

До этого времени главная цель санкиртаны не была известна людям этого мира. Однако через Тхакура Харидаса Всевышний открыл миру санкиртану Кришны как неведомую доселе святыню. Живя в Фулии, Харидас прилагал все усилия, чтобы занять людей в киртане (прославлении) Господа Хари, а также сам воспевал Святое Имя Господа во весь голос. И в какой-то момент это существенно повлияло на этот мир, лишенный преданности Господу Хари.

Многие люди того времени полагали, что все цели человеческой жизни достигаются всего лишь благодаря рождению в семье брахмана, являющемуся следствием благочестивых заслуг в прошлых жизнях, и по этой причине считали киртан Господа Хари чем-то излишним. Они придерживались убеждения, что совершать киртан Господа Хари может лишь тот, кто получил брахманическое рождение, а никак не тот, кто принадлежит к какой-либо другой касте, даже если такой человек был духовно просвещенной личностью и брахманом в подлинном смысле этого слова. Они так же верили, что писания предписывают прославлять Господа только в дни Экадаши (дни Бога, приходящиеся на одиннадцатый день каждой двухнедельной лунной фазы). Так же они думали, что голод и все природные бедствия, такие как засуха и наводнение, посылаются им разгневанным Богом в наказание за то, что Его Святое Имя поют в неподходящее время и теми, кто не имеет на это никакого права! И несмотря на то, что обсуждения всех подобных заблуждений были в самом разгаре, Тхакур Харидас пытался вдохновить всех людей совершать киртан Господу Хари, при этом всячески избегая бесполезных споров и дискуссий на подобные темы. Шри Чайтаньядев, олицетворение Самой божественной Любви, еще не пришел в этот мир, чтобы благословить дождем трансцендентной любви опаленные сердца людей Индии, когда Харидас показал пример высочайшего сострадания дживам, не уделяя никакого внимания колким нападкам тех, кто был непримиримо настроен против служения Господу.

Обретя покровительство великого святого Шри Адвайты Прабху, Тхакур Харидас призывал всех людей начать киртан Кришны в Фулии, Шантипуре, Надии и других больших городах. В ночь рождения Шри Гаурасундара, Тхакур Харидас начал танцевать от упоительной радости вместе со Шри Адвайтой, находясь в Его доме и празднуя этим нектарным киртаном всеблагоприятный момент явления своего возлюбленного Господа.

Он принял подношение Шри Адвайты во время погребального ритуала, тем самым явив идеальный пример истинного брахмана. Шри Адвайта Прабху, глубоко сведущий в смрити-шастрах, прекрасно осознавал, что в этот век Кали Ему не найти святого и безупречного брахмана, который смог бы принять от Него обрядовое подношение. Как альтернативу, смрити предписывали предложить подношения маленьким фигуркам брахманов, сделанных из травы куша. Однако, вместо этого, во время траурной церемонии по случаю ухода Своего отца, Адвайта Прабху предложил Свое подношение Шри Тхакуру Харидасу. Шри Прабху Адвайта поднес прасадам Господа Тхакуру Харидасу, на чьих устах каждый день и ночь танцевало триста тысяч святых имен Господа Хари, тем самым признав его как истинного и духовно-просветленного брахмана. Это событие очень знаменательно, поскольку стало величайшим примером для всех преданных Шри Чайтаньи Махапрабху. Неопровержимым подтверждением тому служит духовная жизнь вайшнавов, лишенная веры в различные материалистичные религиозные ритуалы, например церемонию, когда люди поклоняются предкам, предлагая им прасадам Господа Хари, а затем стараются всячески угодить «духовно просветленным» брахманам. Шри Адвайта Прабху каждый день собственноручно брал прасадам Господа и предлагал его Тхакуру Харидасу, говоря при этом: «Когда ты вкушаешь это подношение, миллионы брахманов получают удовлетворение».

Однажды, одной лунной ночью, сама Майядеви, чьим чревом является вся эта вселенная, предстала перед Харидасом, когда тот был погружен в санкиртану. В этот момент все озарилось светом ее несравненной красоты, все стороны света наполнились сладчайшим запахом изысканных благовоний, а в воздухе раздался нежный звон ее редкостных драгоценных украшений. Однако святой Тхакур полностью находился под чарами нектарного вкуса Святого Имени Кришны. Майядеви приблизилась к Тхакуру Харидасу и сказала: «Ты — благожелатель всего мира. Ты наделен столькими добродетелями и столь прекрасен, что я страстно желаю обрести близость с тобою. Невозможно отвергнуть того, кто несет в себе столько добра». Несмотря на эти притворные слова Майядеви, сердце и чувства бесстрастного Харидаса еще больше погрузились в санкиртану Святого Имени Кришны. Он ответил Деви: «Я совершаю санкиртану, воспевая определенное число святых имен в качестве великого жертвоприношения. Подобно жрецу-брахману на этом жертвоприношении Святого Имени, я должен каждый день завершить свое повторение Святого Имени Кришны. Я не могу ничего делать, пока не выполню свой ежедневный обет. Устраивайся поудобнее и послушай мой киртан. А когда ты дослушаешь мое повторение святых имен до конца, то получишь то, чего желаешь». Затем Тхакур Харидас продолжил воспевать. Так прошла вся ночь, и наконец над горизонтом показались первые лучи солнца. Майядеви не дождалась и вернулась на следующую ночь. Все повторилось, как и в предыдущий день, — прошла вся ночь, а ей так и не удалось искусить Тхакура Харидаса. В конце концов Деви призналась: «Ты великий преданный Бхагавана. Созерцая тебя и слушая твой киртан имен Кришны, мой очищенный ум пожелал обрести Святое Имя Кришны. Я молю тебя о благосклонности. Наставь меня в знании о Кришне».

Затем, предложив ему свои поклоны, она продолжила: «Я Майя. Я пришла проверить тебя. Я с легкостью ввожу в заблуждение все дживы, даже Брахму. Ты единственный, кого мне не удалось очаровать. Я получила святое имя Господа Рамы от Шивы. Но, общаясь с тобой, я ощутила побуждение принять Святое Имя Кришны». Так Харидас посвятил ее в санкиртану Шри Кришны. Не стоит удивляться, что сама Майядеви дарует свою любовь тому, кого признает способным превзойти все ее искушения и соблазны.


Автор текста неизвестен
переводчик: Вриндаван Чандра Дас
редактор: Традиш Дас