Всевышний Шри Кришна Чайтанья (часть 2)

(из одиннадцатого номера XXV тома за апрель 1928 года)

Однажды Он несколько раз съел рис, который готовил странствующий брахман, гостивший в их доме, в то время, когда этот странник в медитации предлагал свое подношение Шри Кришне. В другой раз Его похитили два вора, которых привлекли украшения Малыша, однако, сбившись с пути, они заблудились и, сделав круг, принесли Господа назад к дому Его отца. Он уговорил Своего отца принести Ему то подношение, что было приготовлено для Шри Кришны в день Экадаши в доме пандитов Джагадиша и Хираньи, хотя от дома Мишры до их дома было несколько километров и ребенок в столь юном возрасте просто не мог знать о том, что происходит в доме пандитов.

Он часто проказничал, подшучивая над юными девочками. Он забирал у них цветы, гирлянды, сандаловую пасту и другие подношения, наслаждаясь всем этим и говоря, что Ганга и Дурга — Его служанки, а Шива — Его слуга.

Порой Он сильно гневался и ломал без разбора все подряд в доме, при этом мог ненароком задеть и матушку Шачи. Однажды Шачи Деви упала в обморок, а Он очень быстро принес кокос (что было не так-то просто, поскольку произошло не в разгар сезона) и помог ей прийти в себя. Шри Вишварупа, старший брат Гаурасундара, обладал глубочайшими познаниями во всех шастрах и проводил все Свое время с общении в другими вайшнавами, которые собирались в доме Шри Адвайты, и настолько не обращал внимание на все остальное, что Его постоянно приходилось звать домой на обед. Шри Гаурасундара часто отправляли в толу Адвайты Ачарьи с подобным поручением, и все присутствовавшие там всегда поражались Его необычайной красоте. После того как Вишварупа отрекся от мира и стал санньяси, Нимай стал более сдержанным и посвятил всего Себя учебе. Пораженный до глубины души санньясой Вишварупы, Джаганнатха Мишра испугался, что Нимай также может последовать этому примеру и запретил Ему учиться. Это сделало Нимая еще более неугомонным, чем раньше. Однажды Он взобрался на гору выброшенной посуды, которая после использования считалась нечистой смарта-брахманами, а когда Его матушка повелела Ему покинуть это грязное место, Он заявил, что глиняные горшки, в которых готовилось подношение для Вишну, не могут считаться нечистыми, и в том месте, где восседал Сам Господь, соединяются все святые тиртхи.

Для Нимая провели церемонию пранаяна, и Он стал изучать санскритскую грамматику в школе великого учителя Гангадаса Пандита из Ганга-нагара, которая находилась в нескольких кварталах от Шри Майяпура. Экстраординарный интеллект Мальчика изумил и озадачил всех. Однажды Нимай упал в стопы Своей матушки и попросил ее больше никогда не есть риса в день Экадаши. Джаганнатха Мишра увидел во сне будущую санньясу Нимая, и это настолько его сломило, что он вскоре оставил этот мир. С великой нежностью и заботой Нимай утешил Свою скорбящую мать. Однако Он продолжал предъявлять Своей матушке непомерные требования и часто гневался. Однажды Он узнал, что в доме совсем не осталось денег и тут же принес откуда-то две толы золота и вручил Своей матери.

Постепенно Шри Гаур-Нараяна вырос и началась Его лила семейной жизни. Шри Банамали Гхатак предложил Шачи Деви женить Шри Гаурасундара на Лакшми Деви, дочери Балавачарьи. Свадебная церемония была проведена в благоприятный день и благоприятный момент, одарив Гауру и Лакшми всевозможными благословениями.

Приблизительно в это время Шри Ишвара Пури, ученик Шри Мадхавендры Пури, пришел в Навадвипу и остановился погостить в доме Адвайты Прабху. Встретив его на улице, Гаурасундар пригласил святого принять пищу в Своем доме. Как-то Шри Ишвара Пури попросил Махапрабху исправить ошибки в своем труде, озаглавленном «Шри Кришна-лиламрита», но Махапрабху отклонил это предложение, сказав, что в священных писаниях или высказываниях Гурудева или вайшнавов школы шраута не может быть недостатков, а тот, кто, распираемый от гордости за свое мирское знание, начинает выискивать какие-либо ошибки в их словах или писаниях, несомненно принадлежит к категории пашанди (богохульников).

Приблизительно в это время Шри Гаурасундар проявил божественную любовь к Богу под предлогом нервного расстройства.

Махапрабху проливал Свою милость на всех, принимая подношения от ткачей, пастухов, бакалейщиков, цветочников, торговцев бетеля и раковин, а также других горожан, приглашавших Его в свои дома. Так Махапрабху посетил астролога и попросил его вычислить Его предыдущее рождение. Погрузившись в расчеты и повторяя Гопала-мантру, астролог обрел мистическое видение четырехрукой и двурукой формы Божества. Махапрабху также посетил дом Шридхара, который торговал маленькими кусочками пальмовой коры. Господь называл его продавцом Шридхаром. Шридхар пообещал Махапрабху давать Ему бесплатно плоды, листья и кору бананового дерева, а также редис и другие овощи и фрукты из своего сада.

Постепенно Махапрабху стал известен как ведущий преподаватель Навадвипы. Именно в то время Он победил в диспуте знаменитого пандита, носящего титул дигвиджай, который указывал на то, что он не встретил еще ни одного ученого, кто бы мог превзойти его. Богиня мирской учености [Сарасвати], которой поклонялся побежденный пандит, явилась к нему во сне и отрыла причину его поражения, сказав своему приверженцу, что у нее нет силы противостоять могуществу Нараяны, и посоветовала ему без промедления предаться Гаура-Нараяне. Проснувшись на рассвете, побежденный пандит поспешил к Махапрабху и, предавшись Его стопам, поведал о том, что произошло. Махапрабху наставил удачливого пандита в служении Кришне и помог ему понять, что служение Вишну и вайшнавам — цель всего обучения. Ученик этого известного ученого Гангули Бхатты впоследствии принял ученика по имени Кешава Бхатта из Кашмира, который стал очень знаменит и возродил современную школу Нимбарки согласно тем наставлениям, которые дал Махапрабху о методе поклонения.

Став знаменитым наставником, Нимай Пандит отправился в странствие по Восточной Бенгалии с внешней целью заработать средства преподаванием, но при этом желая распространить повсюду санкиртану Святого Имени Господа. Его слава как великого учителя привлекла к Его стопам тысячи учеников. В то время к нему обратился брахман по имени Тапан Мишра, вдохновленный на встречу с Махапрабху своим сном, и попросил Господа разрешить его сомнения относительно метода и цели духовной практики, поскольку был полностью сбит с толку противоречивыми толкованиями различных муни (мыслителей). Господь сказал ему, что санкиртана Святого Имени Господа Хари — единственный метод и одновременно цель духовной практики, и направил этого брахмана в Бенарес.

По возвращению из Восточной Бенгалии Господь узнал о том, что Лакшми Деви покинула этот мир, отправившись на Вайкунтху. Он скорбел, подобно обычным смертным, и наставил Свою матушку в бренности и мимолетности мирского существования.

Когда Махапрабху видел, что кто-то из Его учеников приходил на занятия без знака тилаки на своем лбу, Он тут же отправлял его домой нанести тилаку, говоря при этом, что лоб, не украшенный знаком тилаки, подобен кладбищенской земле.

Лила свадьбы Махапрабху с Шри Вишнуприей Деви, дочерью Раджпандита Шри Санатаны Мишры, также жившего в Навадвипе, была проведена в благоприятный день и благоприятное время. В качестве плода благочестивых поступков в прошлом неописуемо удачливый Буддхиманта Кхан добровольно взял на себя все расходы свадебной церемонии Лакшми и Гаур-Нараяны.

Заболев, Гаурасундар пил воду, оставшуюся после омовения стоп брахманов, подобно тем, кто хочет возвыситься и ищет выгоды из своих поступков. Он отправился в Гайю, где предложил пинду и припал к лотосоподобным стопам Гададхара. Там он встретился с Шри Ишварой Пури и смиренно стал его учеником, получив десятибуквенную мантру от него. Каждое из этих событий имеет величайшую значимость.

Наконец пришло время явить Свою подлинную природу. После возвращения из Гайи поведение и настроение Махапрабху совершенно изменились. Неугомонность, высокомерие и гордость великого ученого, а также Его бурная деятельность — все это осталось в прошлом. Поведав о том, что произошло в Гайе, лишь нескольким преданным, Махапрабху стал проводить Свои дни, проливая потоки слез в непрерывном повторении святых имен Кришны. Его тело часто охватывал трепет, Он непрестанно вздыхал и не говорил ни о чем, кроме как о Кришне. Он объяснял Своим ученикам возвышенную природу святых имен Кришны, как суть каждого текста священных писаний, каждого комментария и примечания, говоря, что во всех шастрах нет иных слов, кроме Имени Кришны. Однажды, подобно Капиле, Он рассказал Шачи Деви о тех страданиях, что испытывает джива, пребывая в утробе матери, и поведал Своей матушке о необходимости постоянного воспевания святых имен Кришны в обществе садху. Когда же Его ученики попросили Его рассказать о значении дхату, глагольных корнях, Господь объяснил, что все глагольные корни — это энергия Кришны. Господь повелел Своим ученикам слушать и постоянно петь святые имена Кришны, оставив все другие устремления, и Сам учил их санкиртане.

Чтобы научить людей служить вайшнавам, Он Сам смиренно делал многое для вайшнавов. Иногда Он посыпал Свою голову пылью со стоп преданных и принимал их благословения, тем самым показывая, что служение Кришне можно обрести лишь по милости вайшнавов.

Однажды, восседая на троне Вишну, Господь сказал Шачи Деви о том, что она оскорбила Шри Адвайту Ачарью, и по этой причине ей не обрести любовную преданность Богу. Под влиянием сильной материнской любви Шачи Деви решила, что Адвайта Ачарья убедил Вишварупу принять санньясу. Преданные сообщили об этом Адвайте Ачарье, и тот стал прославлять возвышенные качества Матери, полностью погрузившись в настроение любовной преданности. Это дало Шачи Деви возможность получить прощение за свое оскорбление, и она поместила на свою голову пыль со стоп Шри Адвайты Ачарьи. Этим Своим поступком Махапрабху недвусмысленно дал всем понять, что невозможно обрести любовную преданность Богу, если человек не получил прощение за оскорбление стоп вайшнавов.

В ответ на молитвы Адвайты Ачарьи Махапрабху явил Ему на заднем дворе дома Шриваса Вселенскую форму Кришна-лилы. В другой раз преданные собрались вместе в доме Шриваса Пандита и совершили церемонию поклонения Махапрабху как Высшему Божеству. Господь, восседая на троне Вишну, проявил все Свое могущество как Высший Властитель всех миров. В этот день Махапрабху даровал всем Своим преданным все те благословения, которых те желали.

Махапрабху повелел разыскать Нитьянанду, который в то время остановился в доме Нанданы Ачарьи. Шри Нитьянанда, первое проявление Всевышнего, во всем равный сыну Рохини, явился в доме Хадай Пандита из утробы Падмавати в деревне Экачакра округа Бирбхум. Санньяси-вайшнав Лакшмипати Тиртха попросил Его родителей отпустить Нитьянанду с ним, когда Тот был еще ребенком, и взял Его с собой. С тех пор Нитьянанда стал странствовать по различным провинциям в обществе этого санньяси и долго жил в Матхуре, откуда Его призвал Махапрабху в Навадвипу. Затем Махапрабху повелел Тхакуру Харидасу и Прабху Нитьянанде проповедовать Святое Имя Кришны всем и каждому в Навадвипе.

Однажды, проповедуя Святое Имя Господа от двери к двери, Нитьянанда встретил двух пьяниц, Джагая и Мадхая. Эти два брата принадлежали к возвышенному брахманическому роду, но сбились с пути, пустившись во все тяжкие, и погрязли в пьянстве, мясоедении, разбое, прелюбодеянии и других греховных поступках. Проводя все свое время в компании других пьяниц, эти двое никчемных брахманов однако никогда не оскорбляли святые стопы вайшнавов. Нитьянанда, преисполненный безграничного сострадания, Спаситель падших, и Тхакур Харидас решили пролить милость на Джагая и Мадхая, однако им пришлось спасаться бегством от них. В другой раз Нитьянанда встретил ночью этих братьев. Как только Мадхай услышал слово «авадхут» («величайший из аскетов»), он пришел в гнев и ударил кулаком по голове Прабху Нитьянанду. Увидев это, Джагай попытался удержать Мадхая от такого оскорбления. В этот момент появился Сам Махапрабху вместе со Своими спутниками и в гневе призвал Сударшана-чакру. Но Нитьянанда сказал Махапрабху, что Джагай защищал Его, и поэтому его следует простить. Махапрабху пролил на Джагая Свою милость. В этот момент сердце Мадхая также изменилось. Нитьянанда Прабху простил Мадхая. Оба они глубоко раскаялись и пообещали никогда больше в своей жизни не совершать ничего, кроме служения Кришне. Махапрабху и преданные даровали им свое расположение. По милости Махапрабху даже такие два негодяя и пьяницы стали величайшими из вайшнавов. Махапрабху повелел Своим последователям не относиться больше к этим братьям непочтительно и не вспоминать впредь о их прошлой греховной жизни.


Автор текста неизвестен
переводчик: Вриндаван Чандра Дас
редактор: Традиш Дас