Всевышний Шри Кришна Чайтанья (часть 6)

(из третьего номера XXVI тома за август 1928 года)

В то время муж сестры Сарвабхаумы, Шри Гопинатх Ачарья, встретил Шри Мукунду, с которым был давно знаком, и от него узнал новости о санньясе Шри Чайтаньи и о Его прибытии в Джаганнатха Пури. Спутники Господа услышали от людей о том, что случилось со Шри Чайтаньей, и отправились в дом Сарвабхаумы. Оттуда они пошли в храм Джаганнатха в сопровождении Шри Чанданешвара, сына Сарвабхаумы. Шри Чайтанья стал осознавать окружающий мир больше чем через девять часов, уже после того, как преданные вернулись из храма Джаганнатха, увидев Божество с некоторого расстояния. В это время Сарвабхауме уже сообщили о Шри Чайтанье, и он предложил Господу остановиться в доме мужа его тетки по материнской линии.

Затем между Сарвабхаумой Бхаттачарьей и его учениками с одной стороны и Шри Гопинатхой Ачарьей с другой состоялась длительная дискуссия, темой которой стало утверждение Шри Гопинатхи Ачарьи, что Шри Чайтанья — сам Всевышний. В ходе этого обсуждения Гопинатх Ачарья показал Сарвабхауме, что знание о Боге само проявляется в сердце, благословленном милостью Господа, и недостижимо с помощью материалистичного образования.

Когда в следующий раз Сарвабхаума Бхаттачарья встретил Шри Чайтанью, он предложил Ему прослушать курс лекций по Веданте, который согласен дать Ему для Его блага. Сарвабхаума сказал, что, став санньяси, Шри Чайтанья обязан слушать Веданту. Сарвабхаума преподавал знание Веданты даже величайшим из санньяси, которые сами были почтенными учителями. Шри Чайтанья согласился на предложение Сарвабхаумы и слушал его объяснения семь дней, не проронив при этом ни одного слова. На восьмой день Шри Сарвабхаума спросил о причине столь продолжительного молчания. Шри Чайтанья ответил, что Он ясно понимает смысл изначальных сутр Шри Вьясы, но комментарии Шанкары, которые Сарвабхаума затем приводил, лишь запутывают и вносят неясность в очевидные и простые значения «Брахма-сутр». Он заявил, что комментарии Шанкары в действительности противоречат сути Веданты и были выдуманы специально для того, чтобы сбить с толку атеистов; что те заключения, которые принимает Веданта относительно отношений между дживой и Богом, целиком и полностью основаны на философии непостижимого одновременного различия и единства; и что майявади — скрытые атеисты. Сарвабхаума попытался опровергнуть эти утверждения Господа, но был вынужден признать поражение и принять превосходство доводов своего оппонента.

После этого обсуждения Сарвабхаума попросил Шри Чайтанью объяснить одну сложную для понимания шлоку из «Шримад-Бхагаватам», известную как «атмарама-шлока». Шри Чайтанья в ответ попросил Сарвабхауму сначала дать собственные комментарии на этот стих. Сарвабхаума обладал глубочайшим и несравненным опытом в сфере полемики и смог дать девять различных толкований этого стиха. После этого Шри Чайтанья дал восемнадцать различных объяснений этой шлоки, не затронув ни одного положения из тех, что привел Сарвабхаума в своих девяти комментариях. Сарвабхаума был очень изумлен и попросил прибежища у лотосоподобных стоп Всевышнего. Шри Чайтанья был удовлетворен поведением Сарвабхаумы и появился перед ним в Своем четырехруком божественном образе, а затем также явил и Свой двурукий облик. По милости Господа истинное знание раскрылось в Сарвабхауме и он тотчас же начал прославлять Шри Чайтанью, сочинив экспромтом гимн в сотни шлок. Гопинатх и все преданные невероятно обрадовались, став свидетелем столь исключительной милости Господа к Сарвабхауме.

Вскоре после этого события Шри Чайтанья собственноручно принес ранним утром пакал-прасад (вареный рис, который был поднесен Джаганнатху и предыдущий вечер простоял в воде) Шри Джаганнатхадева и дал его Сарвабхауме. Бхаттачарья сразу же вкусил его, хотя еще и не успел совершить своего утреннего омовения. Так все его смарта-брахманические угрызения совести полностью исчезли по милости Шри Чайтаньи.

На другой день Сарвабхаума спросил о самом высочайшем методе поклонения Богу, и Господь ответил ему, что этим методом является воспевание Святого Имени Господа. В другой раз Сарвабхаума, став отныне ревностным преданным, посоветовал изменить прочтение одной шлоки из «Шримад-Бхагаватам», предлагая заменить выражение «мукти паде» на «бхакти паде». Шри Чайтанья отклонил это предложение, сказав, что этот стих из «Шримад-Бхагаватам» не нуждается в редакции, поскольку словосочетание «мукти паде» означает «Шри Кришна». Все жители Джаганнатха Пури сильно изумились, став свидетелями искреннего преображения Сарвабхаумы в вайшнава, и поверили в то, что Шри Чайтанья в действительности не кто иной, как сам Шри Кришна, а Каши Мишра и множество других достойных личностей предались телом и душой лотосоподобным стопам Господа.


Автор текста неизвестен
переводчик: Вриндаван Чандра Дас
редактор: Традиш Дас