Шри Кришна как высочайшая истина (пара-таттва)

(из пятого номера XXVI тома за октябрь 1928 года)

«Шри Чайтанья-чаритамрита» дает следующее описание (амнаю) Шри Кришны:

мукхйа-гаун̣а-вр̣тти, ким̇ва̄ анвайа-вйатиреке
ведера пратиджн̃а̄ кевала кахайе кр̣ш̣н̣аке

«Все Веды представляют только Кришну, иногда прямо, иногда косвенно, иногда аналитическим, а иногда синтетическим способом, однако все, о чем они говорят, это лишь Кришна и ничего кроме Кришны» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.146).

свайам̇ бхагава̄н кр̣ш̣н̣а, кр̣ш̣н̣а сарва̄ш́райа
парама ӣш́вара кр̣ш̣н̣а сарва-ш́а̄стре кайа

«Кришна — это сам Господь. Кришна — основа всего. Все богооткровенные писания описывают Шри Кришну как Всевышнего» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 2.106).

адвайа-джн̃а̄на таттва-васту кр̣ш̣н̣ера сварӯпа
брахма, а̄тма̄, бхагава̄н — тина та̄н̇ра рӯпа

«По Своей природе Кришна является недвойственным (адвайа) знанием и Высшим Существом, выступающим как Объект всего знания. Брахман, Параматма и Бхагаван (Бог как Владыка всех высших сил и совершенств) — три аспекта Его Личности» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 2.65).

веда, бха̄гавата, упаниш̣ат, а̄гама
‘пӯрн̣а-таттва’ йа̄н̇ре кахе, на̄хи йа̄н̇ра сама

«Веды, «Бхагаватам», Упанишады и агамы утверждают, что Он — совершенный Объект всего знания, не имеющий Себе равных» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 2.24).

бхакти-йоге бхакта па̄йа йа̄н̇ха̄ра дарш́ана
сӯрйа йена савиграха декхе дева-ган̣а

«Благодаря своему любовному служению преданные Кришны видят Его, в точности как обитатели рая видят божество Солнца» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 2.25).

джн̃а̄на-йога-ма̄рге та̄н̇ре бхадже йеи саба
брахма-а̄тма-рӯпе танре каре анубхава

«Те же, кто поклоняется Кришне на пути йоги или пути знания, воспринимают Его как Высшую Душу (Параматму) и как Высший Брахман соответственно» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 2.26).

Следующие тесты шастр подкрепляют утверждения «Шри Чайтанья-чаритамриты» о Всевышнем. В «Шветашватара-упанишаде» (5.4) говорится: «Ему поклоняются все. Он оберегает существование всякого рожденного существа». В «Шримад-Бхагаватам» сказано:

эте ча̄м̇ш́а-кала̄х̣ пум̇сах̣
кр̣ш̣н̣ас ту бхагава̄н свайам

«Все эти аватары, описанные выше, — или проявления Маха-Вишну, возлежащего в причинном океане (карнарнаба), или особые проявления Бога, приходящие по Его воле. Однако Шри Кришна, сын Нанды, — сам изначальный Всевышний» (1.3.28).

В Бхагавад-гите (7.7 и 15.15) говорится: «О Дхананьджая, нет никого выше Меня», и «Я Объект познания всех Вед». «Шри Гопала-тапани-упанишад» (Пурбатапани, 21) утверждает: «Лишь Шри Кришна — Всевышний. Таково высшее положение Шри Кришны. Медитируйте на Кришну, воспевайте Его Имя, служите и поклоняйтесь Ему одному. Пронизывая все мироздание, Кришна является Владыкой всего, и лишь Ему всем следует поклоняться. Будучи единым и неделимым, Он проявляет Себя в великом множестве форм, таких как Матсья (Рыба), Курма (Черепаха) и т. д., Васудева, Санкаршана и т. д., Пуруша причинного океана и т. д. Лишь такие возвышенные личности, как Шукадев, которые поклоняются святому облику Бога, пребывающему в духовном царстве, достигают состояния вечного блаженства. Однако для тех, кто поклоняется Высшему Брахману и Параматме, это блаженство недостижимо».

Далее это объясняется в «Карике»: «Лишь Шри Кришна — Господь всех владык. Высшая Душа — Его частичное проявление. Высший Брахман — сияние Его тела. Нараяна, Владыка Паравьомы, — проявление Его верховного могущества. Так утверждается в Ведах и шастрах, поэтому в этом не должно быть никаких сомнений».

В «Тайттирия-упанишад» (2.1) содержится следующее изречение: «Брахман — это сама Истина, духовный и безграничный принцип. Параматма — это Высшее Существо, всегда пребывающее в сокровенной области сердца каждого существа как Наблюдающий. Нараяна пребывает в Паравьоме или Вайкунтхе (трансцендентном духовном царстве). Любой, кто понимает это, обретает все блаженство в присутствии Бипасчит (обладающего высшим знанием) Брахмы [то есть Шри Кришны, который является Высшим Брахмой (дословно: «опытным в божественном знании, эрудитом»)]». Это обладание высшим знанием или ученостью — одно из главных шестидесяти четырех качеств Шри Кришны. В «Бхакти-расамрита-синдху» (1.11–17) приводится список всех этих качеств:

«Герой Кришна (1) имеет прекрасную внешность, (2) на Его теле можно обнаружить все благоприятные знаки, (3) от Его чарующего облика невозможно оторвать глаз, (4) Он обладает выдающимися личностными качествами, (5) Он силен, (6) Он вечно юн, (7) знаток всевозможных языков, (8) правдив, (9) приятный собеседник, (10) красноречив, (11) высокообразован, (12) очень разумен, (13) гениален, (14) артистичен, (15) необычайно умел, (16) искусен в делах, (17) благодарен, (18) обладает непреклонной решимостью, (19) прекрасно понимает, как следует поступить согласно времени, месту и обстоятельствам, (20) смотрит на все через призму Вед, (21) чист, (22) контролирует Свои чувства, (23) невозмутим, (24) владеет Собой, (25) всепрощающ, (26) сдержан, (27) настойчив, (28) беспристрастен, (29) щедр, (30) благочестив, (31) отважен, (32) милостив, (33) почтителен, (34) радушен, (35) добр, (36) скромен, (37) защищает тех, кто зависит от Него, (38) счастлив, (39) радушен к Своим преданным, (40) покоряется любви, (41) радеет за всеобщее счастье, (42) вызывает трепет и благоговение, (43) знаменит, (44) всеобщий любимец, (45) принимает сторону добра, (46) покоряет сердца женщин, (47) объект всеобщего поклонения, (48) обладает всеми достояниями, (49) владыка всех живых существ, (50) обладает безграничным великодушием.

Всеми этими вышеописанными качествами Шри Кришна обладает сполна, тогда как в дживах они проявлены лишь в крайне незначительной степени. Только в Кришне все они обретают полноту и совершенство. Существуют также пять качеств в дополнение к пятидесяти описанным выше, которые можно обнаружить в Шиве и других, кто обладает высочайшей божественной природой. Эти качества таковы: (1) Его внутренняя природа всегда остается неизменной, (2) Он всеведущ, (3) постоянно проявляет новые удивительные черты характера, (4) Его тело исполнено вечности, знания и блаженства (сат-чит-ананда), (5) обладает всеми мистическими совершенствами. В дополнение к этим пятидесяти пяти качествам есть еще пять качеств, которые можно обнаружить в Господе Нараяне: (1) Он повелевает непостижимыми энергиями, (2) Его тело — прибежище бесчисленных вселенных, (3) Он — источник всех аватар, (4) убивая Своих врагов, Он дарует им освобождение, (5) Он способен привлекать освобожденные души, которые черпают радость внутри себя. Помимо всех этих шестидесяти божественных качеств Шри Кришна обладает еще четырьмя уникальными качествами: (1) Он являет нескончаемый поток удивительных и чудесных игр, (2) всегда окружен Своими преданными, испытывающими к Нему необыкновенную и восхитительную любовь, (3) Своей игрой на флейте Он способен покорить сердца всех живых существ во всех вселенных, (4) обладает необыкновенной и пленительной красотой, которая привлекает всех, и с которой ничто не может даже сравниться. На различие между Нараяной и Шри Кришной указывает эпитет «бипасчит» , приведенный в процитированном выше стихе из «Тайттирия-упанишад». Кришна — это бипасчит Брахман. Он выше Брахмана, который олицетворяет Собой безграничную славу Кришны, освещающую все трансцендентным светом. По этой причине Высший Брахман описывается на основании таких божественных качеств, как истина, знание и безграничность. Также Брахман не следует отождествлять с Параматмой (Высшей Душой), что явственно следует из слов самого Шри Кришны, содержащихся в Бхагавад-гите:

атха ва̄ бахунаитена
ким̇ джн̃а̄тена тава̄рджуна
виш̣т̣абхйа̄хам идам̇ кр̣тснам
эка̄м̇ш́ена стхито джагат

«Арджуна, разве могу Я еще что-то сказать? Частичкой Себя Я пронизываю все эти безграничные вселенные, присутствуя в них как Высшая Душа» (10.42).

Высшая Душа (Параматма) — это сокровенный контролирующий принцип во вселенной, обладающий высшим сознанием. Это один из аспектов Шри Кришны. Высший Брахман — это ослепительное сияние, исходящее от Кришны, что прекрасно описано в «Брахма-самхите»:

йасйа прабха̄ прабхавато джагад-ан̣д̣а-кот̣и-
кот̣иш̣в аш́еш̣а-васудха̄ди-вибхӯти-бхиннам
тад-брахма ниш̣калам анантам аш́еш̣а-бхӯтам̇
говиндам а̄ди пуруш̣ам̇ там ахам̇ бхаджа̄ми

«Я поклоняюсь изначальному Господу, Говинде, поскольку Его сила и сияние — источник описанного в Упанишадах безличного Брахмана, существующего за пределами этого мира с его миллионами планет и уровней бытия, таких как Земля, предстающий как неделимая, бесконечная Абсолютная Истина» (5.40).

Комментируя это положение, «Карика» утверждает: «В святом облике Шри Кришны, исполненном вечного существования, знания и блаженства, нет никакого различия между телом и Обитателем этого тела, между качествами и Обладающим этими качествами, которое мы обнаруживаем в дживах, обусловленных материальными телами. В Высшей Личности Абсолюта знание тела тождественно Обладающему телом, а качества идентичны тому Существу, которому они принадлежат. Но несмотря на то, что подлинное «Я» Шри Кришны пребывает в особом месте и имеет средние размеры, при этом Он существует повсюду во всей Своей полноте». В конце «Брихад-араньяка-упанишад» (глава 5, «пурнамадах... ») утверждается: «Из полного Источника всех аватаров исходят аватары, которые также обладают всей полнотой божественных качеств. Несмотря на то, что наделенные всеми божественными совершенствами аватары исходят из совершенного Источника аватаров, сам божественный Источник не истощается ни на йоту, сохраняя полноту Своего совершенства. Подобным же образом завершение трансцендентных деяний аватаров не приводит к возрастанию полноты Источника».

В «Нарада-панчаратре» содержится следующее заключение: «Господь обладает святым обликом, который исполнен таких божественных качеств, как всеведение и свобода от любых недостатков. Тело Господа само по себе не лишено сознания, подобно физическим телам обусловленных существ, а также не подвержено череде тройственных состояний: рождению, жизни и смерти. Напротив, тело Всевышнего обладает всей полнотой сознания, лишено материальных качеств, трансцендентно и исполнено духовного блаженства, или, иными словами, каждая часть Его тела обладает собственной чистой радостью. Что касается Господа, в Нем нет никаких различий между телом и его Обладателем, качествами и Тем, кто наделен этими качествами».

Как становится ясно из приведенных выше изречений священных писаний, Шри Кришна обладает телом, которое во всем тождественно Ему самому и наделено качествами вечного существования, знания и блаженства. Он — основа Высшего Брахмана. Шри Кришна — Высший Повелитель всех, кто обладает властью.


Автор текста неизвестен
переводчик: Вриндаван Чандра дас
редактор: Традиш Дас