Эротический принцип и безраздельная преданность Богу (часть 3)

Слава Шри Гуру и Гауранге!

Человек с легкостью может оградить себя от всех заблуждений относительно принципа сексуальности, если глубоко постигнет то кардинальное различие между Шри Чайтаньей Махапрабху и моралистами-эмпириками в понимании идеала человеческой личности. Шри Чайтанья Махапрабху принимает идею сексуальных отношений точно так же, как и любые другие феномены этого мира, то есть как имеющие двоякую природу в свете нашего беспристрастного восприятия. Это может рассматриваться или как неотъемлемая часть нашей сущности, или как случайный фактор, который не имеет никакой связи с нашим подлинным «я». Эмпирики придерживаются первого мнения, тогда как Шри Чайтанья Махапрабху был против такого ошибочного понимания и утвердил как незыблемую истину мнение второе. В Его понимании сексуальные отношения относятся к целиком временной занятости и являются лишь одной из сторон этого изменчивого материального существования. Пока мы обусловлены этим миром, мы постоянно в той или иной форме соприкасаемся с этим принципом сексуальности на своем пути. Поэтому нам настоятельно необходимо выработать к нему особое отношение. Перво-наперво следует согласовать этот принцип с нашим идеалом человеческой личности. Если мы выберем своим идеалом душу, свободную от рабства материи, то нам следует сформировать такое отношение к сексуальности, которое бы не подпитывало наше неестественное стремление к материалистичной деятельности. Для этого нам сначала необходимо ясно осознать, что этот мир, который мы воспринимаем через свои мирские чувства, не является родным домом для нашей бессмертной души. Мир души не имеет никакого отношения к этой материальной вселенной. Бессмертная душа — это не некое отвлеченное понятие, а духовный мир не порожден нашим религиозным воображением. Скорее истинным будет обратное утверждение. Этот материальный мир — лишь искаженное отражение духовного мира. Это тень, отвлеченная проекция духовного мира, который единственно лишь является подлинной субстанцией. Наша душа — житель духовного мира, просто она утратила память об этом. Однако характерные свойства духовного мира проявляются в крайне искаженном виде в мире материальном. Это тот же самый мир, который наши нынешние ущербные чувства воспринимают в искаженной и не совсем понятной форме. И лишь дремлющая душа ответственна за это искажение. Таковы неизбежные последствия неверного использования свободы воли, которая является неотъемлемым свойством чистой души. Душа вольна выбирать — служить Высшей Истине или нет. Однако подлинное побуждение ничем не обусловленного разума — служение Истине или, иными словами, готовность распознать свои естественные ограничения и смиренно принять руководство Высшего Начала, где бы оно ни проявилось. Однако разум падших джив умышленно мешает им осознать свою природную ограниченность и отвергает руководство высшего божественного разума. В действительности, он стремится лишь к тому, чтобы построить собственный мирок, используя свои ограниченные ресурсы. Все, что происходит в этом материальном мире, — лишь результат подобной вероломной деятельности. Мы нарочно затягиваем петлю на своей шее, обращаясь в рабов и лишаясь всякой возможности вернуться к своему естественному духовному положению. Пока мы ведомы столь неблагоразумным и искаженным мировосприятием, мы обречены прозябать в невежестве и пожинать плоды умышленного злоупотребления своей свободной волей в форме жалкой жизни в грехе и ожидания неотвратимой смерти. Именно на основе такого потакания извращенному разуму и строится эмпирическая наука о взаимоотношениях. Эта эмпирическая наука, которая является результатом усилий материалистичного разума избавиться от последствий собственной глупости, оборачивается теми путами, что сковывают души, все больше и больше погружая их в иллюзорное существование. Самым первым шагом, который поможет нам двигаться в верном направлении, станет искренняя попытка осознать природу этой мирской извращенности или греха. Понимание сути порочности откроет нам то знание, в свете которого мы увидим степень собственного невежества. Это знание также обладает для нас большой ценностью, поскольку помогает нам освободиться от рабства этого мира. В корне поменяв таким образом свое мировосприятие, мы ничего не потеряем, наоборот, обретем все в подлинном смысле этого слова.

«Шримад-Бхагаватам» и Шри Чайтанья Махапрабху поведали нам о том трансцендентном существовании, в котором, несмотря на внешнюю схожесть, все совершенно отлично от того, с чем мы знакомы в этом мире, в точности как сама субстанция отлична от своего искаженного отражения. Любовные развлечения Шри Кришны категорически отличны от сексуальных развратных отношений этого мира, поскольку первые вечно истинны и реальны, тогда как последние — всего лишь их отвратительное и искаженное отражение. Наш вечный долг состоит в отношениях с Единственным и прекращении дел со всеми остальными. Благодаря постижению любовных взаимоотношений Божественной Четы мы освободимся от иллюзии и той обусловленности, что несет в себе мирской принцип сексуальности. Знание о любовных отношениях Шри Шри Радха-Кришны — лекарство для больных душ, охваченных сексуальным безумием. Эти любовные отношения Божественной Четы — высочайшая истина, постигаемая на последней ступени духовной практики. Таково учение «Шримад-Бхагаватам».

Мы непременно достигнем этой цели, постепенно двигаясь вперед, шаг за шагом. Сначала необходимо слушать послание духовного мира из уст тех, кто подлинно постиг суть вечной жизни. Лишь они могут объяснять «Шримад-Бхагаватам». Шри Чайтанья Махапрабху — идеал проповедника «Шримад-Бхагаватам». Его жизнь — это Бхагавата, уменьшенная до понятий тех ежедневных обязанностей в этом мире, которые способны дать нам подлинное понимание Высшей Истины. Стоит лишь беспристрастно изучить основополагающие работы Его спутников и возвышенных последователей, написанные с целью передать всем последующим поколениям подробности Его учения и жизни, и человек навсегда проникнется идеей, что следование по Его стопам — настоятельная необходимость для всех и каждого. На этом пути мы постигаем реальное существование духовного мира, царства Абсолютной Реальности, которое невозможно ощутить собственными усилиями, поскольку эта Абсолютная Личность Бога не открывает Себя самоуверенным, несмотря на свою ничтожность, душам. Поэтому верный метод приближения к царству Бога — самопредание, которое открывает нам понимание Абсолютной Истины. Этот метод самопредания следует изучить от величайших учителей религии, посланных нам самим Богом. Человек обретает возможность найти истинного представителя Бога, лишь когда он ясно осознает необходимость предания духовному учителю. Таково первое проявление Абсолютной Истины в искреннем искателе. Следующим шагом на духовном пути станет внимательное слушание трансцендентного послания из уст этого учителя с одновременным внедрением этих наставлений в свою жизнь по мере их осмысления, то есть одобрения нашим разумом. Лишь когда мы последовательно постигаем все ступени своего обучения, мы становимся способны достичь своей цели — правильного понимания повествований о трансцендентных любовных отношениях Божественной Четы.

Ниши Канта Саньял

(магистр гуманитарных наук,
старший профессор истории колледжа Равеншоу,
Куттак, штат Орисса)
С предисловием и под редакцией
Его Божественной Милости
Ом Вишнупад Парамахамса
Шри Шримад Бхактисиддханты
Сарасвати Госвами Прабхупады
(из шестого номера XXVI тома за ноябрь 1928 года)
Перевод на русский: Вриндавана Чандра Дас,
Ниламбари Деви Даси
Редактор: Традиш Дас