Терпимость

Кумкум Деви Даси

По божественной воле Верховного Господа мы, обитатели крошечной планеты Земля, чьи жизни – лишь краткий миг, обрели невероятную удачу лично общаться с величайшим святым, нашим духовным руководителем и наставником, Шрилой Бхакти Сундаром Говиндой Дев-Госвами Махараджем. Его помощь нам неотлична от помощи, оказанной нашим дикша-гуру Его Божественной Милостью Шрилой Бхактиведантой Свами Махараджем и нашим шикша-гуру Его Божественной Милостью Шрилой Бхакти Ракшаком Шридхаром Дев-Госвами Махараджем. Шрила Говинда Махарадж дает нам именно то лекарство, в котором мы нуждаемся, – ему чужды провинциальность и поверхностность. Его наставления, столь необходимые для нас, просты и доступны.

Я закоренелая материалистка, низкорожденная и неспособная совершенствоваться духовно. Мои действия оскорбительны как для меня, так и для всего вайшнавского общества, и лишь пытаясь внимать безграничной доброте, которой Гурудев одаривает меня, я живу.

К моему изумлению, в мае 1997 года он объявил, что Шримати Дживана Деви Даси и я должны возглавить женский ашрам в Сан-Хосе. К счастью, критериями его выбора не были совершенство моей памяти или ясное понимание деталей, поскольку я не помню его точные наставления. Но его похвала, совершенно справедливая в отношении такой возвышенной личности, как моя подруга Дживана Деви Даси, стала указанием совершать поклонение Шриману Гауранга Сундару в Шри Чайтанья Сарасват Сева Ашраме, в Махила Шаке, с материнской любовью, добротой и нежностью.

Слово «махила» относится к женщинам, но на протяжении долгого времени было трудно понять положение женщин в жизни ашрама. С одной стороны, женское начало воспринимается как иллюзорная энергия: действительно, отношения с женщиной и связанные с ними определенные обязанности отвлекут даже целеустремленного ученика от следования возвышенным наставлениям любящего Гурудева. С другой стороны, женское начало в нашей традиции является объектом поклонения.

Шрила Шридхар Махарадж описывает, как в юности изменились его взгляды на этот вопрос, в четвертой главе «Золотой лестницы». Он заключает: «Пример, явленный гопи, показал, что самозабвение, самопожертвование и самопредание достигают своего зенита, наиболее полно раскрываются именно в женском аспекте. Пассивное начало занимает высочайшее положение».

В то же самое время нас учат не отождествлять себя с материальным телом. Это значит, что не стоит почитать кого-то только потому, что в этой жизни он родился женщиной. Но женская природа – это идеал для каждого искреннего преданного.

Каждый, кто соприкоснулся с традицией гаудия-вайшнавизма, обретет благо, относясь к людям с уважением и почтением, прощая их и терпя. И, несомненно, он обретет благо, относясь с любовью ко всем членам вайшнавского общества. Мы видим, что центр этого общества – Шрила Говинда Махарадж, и хотим, чтобы нас приняли в его окружение, где царят любовь и отсутствие зависти. Самовозвеличиванию там нет места. Насколько же заметными становятся попытки самоутвердиться среди тех, кому это чуждо!

Терпимость означает принимать то, что кажется оскорблением, как полезный урок. Конечно, настоящее оскорбление непростительно, но оно никогда не коснется того, кто находится под защитой Шрилы Говинды Махараджа. Но, если нам кажется, что кто-то оскорбил нас, мы должны просить его о дружбе. Как можем мы позволить Гурудеву страдать от наших гнева и нетерпимости?!

Печально, когда наш «оскорбитель» находит извращенные причины относиться к нам в том же духе. Но Господь разрешит все наилучшим образом, а мы не должны считать этого человека виновным. Еще ребенком в семье христиан я усвоила: «Аз отмщение, рек Господь». Тогда я поняла, насколько Бог превосходит меня в деле мести! Дорогие читатели, пожалуйста, простите мне мой странный юмор. Как только я ограждаю себя от посягательств моего «оскорбителя», я тут же ясно вижу причину случившегося.

Наши покровители вайшнавы советуют сосредотачиваться на наших внутренних стремлениях и принимать все происходящее вокруг как попутный ветер. Сильный ураганный ветер может сначала показаться угрожающим, но если он побуждает нас отчаянно стремиться к надежному прибежищу и отбросить все, что препятствует нашему прогрессу, то, разве, приняв этот вызов, мы в итоге не обретем удовлетворения?

Наши друзья вайшнавы указывают на то, что принцип «тринад апи суничена» – это не просто прощать и терпеть, но оказывать поддержку человеку, который выступает против нас. Когда один из учеников Шрилы Свами Махараджа был несправедливо помещен в тюрьму, он просил своих притеснителей не сковывать ему руки, поскольку должен следовать наставлению учителя о повторении Святого Имени на четках. Шрила Шридхар Махарадж всегда прославлял его. Позже этот человек немного помешался и хотел навредить Шриле Шридхару Махараджу, но Махарадж не считал его действия оскорбительными и продолжал ставить в пример его прежнее поведение. Таков чистый вайшнав.

Мать легко может простить оскорбление. Пребываем ли мы сейчас в женском теле или дали кому-то рождение, у каждого из нас есть мать. Однажды мой возлюбленный сын случайно коснулся меня стопами и стал горячо извиняться. Его святая жена и я рассмеялись. Я объяснила, что не вижу в этом оскорбления, потому что ее собственный сын в это время постоянно толкал ее изнутри, пребывая во чреве. Такова женская терпимость: «Я люблю тебя и сделаю для тебя все. Ты ничем не сможешь остановить мою любовь!»

Мы должны духовно совершенствоваться от уровня каништха-адхикари, на котором поклонение Божеству видится высочайшей духовной деятельностью, к уровню мадхьяма-адхикари, на котором для нас станут очевидны различия уровней преданности. Ради собственного блага я должна пытаться совершать поклонение Божеству, видеть которое нам выпала удача в женском ашраме в Сан-Хосе. По Его милости я до некоторой степени способна видеть, кто Его слуги, и определять свое положение с моего «кресла Наполеона». Они всегда защищали меня и помогали мне, но я недооценивала это. Пусть Господь Гауранга Сундар благословит меня, одарив хорошими качествами и решимостью неизменно и без колебаний терпеть все, почитать и уважать всех преданных, чтобы они приняли меня в возвышенное и не имеющее границ общество Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дев-Госвами Махараджа.

Терпимость научит нас лучшему: воспринимать себя негативно. Вот слова Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа, приведенные на последней странице «Золотой лестницы»: «Положение Шри Радхи – сокровенное служение Кришне, а Махапрабху считал Радха-дасьям высочайшим достижением. Кто бы мог открыть эту святую, божественную истину, если бы Шри Гауранга лично не явился на Земле? Кто дал бы нам знать, кто мог бы рассказать, что высочайшая служанка – Шримати Радхарани? Но Гауранга пришел и ясно показал, что высочайшая концепция служения – быть занятым в служении высшей Негативной Энергии».