Вечное учение Рупы Госвами и современный мир

Из интервью с доктором Магнусом Хирсфильдом, Берлин, 18 сентября 1931 года

«Чтобы поддерживать существование в этом мире, мы нуждаемся в помощи извне. Мы не самодостаточны. У нас есть потребности, и для их удовлетворения мы вынуждены общаться с внешней реальностью. Но нам всегда мало того, что мы получаем. Недостаток, неудовлетворенность, искание – символы нашего существования. Мы нуждаемся в чем-то, но того, что предлагает нам окружение, недостаточно. У нас есть пять чувств, с помощью которых получаем знания о мире. Однако эти познания касаются лишь материальной стороны и не затрагивают духовного начала. Нам, как искателям Истины, необходимы более глубокие знания. Наша жажда не может быть утолена поверхностными знаниями, рожденными чувственным восприятием. Нашу жажду не утолить поверхностным знанием, преподносимым учеными-эмпириками и основанном на восприятии посредством чувств. Мы хотим знать, как обрести знание более глубокое, чем имеем.

Мы склонны верить, что существует сила, которая скрывает от нас это знание, поскольку мы не способны воспринять абсолютный мир. Таково начало теистической концепции, связанной с абсолютным Знанием, которое не зависит от относительных истин нашего мира. Данные чувств – единственный имеющийся в нашем распоряжении инструмент познания. Но так как полученное с их помощью знание не может удовлетворить нас, возникает потребность в нисходящем откровении посланника Абсолютной Истины

Нам необходимо искать Первоисточник всех знаний. Если мы не будем действовать в этом направлении, то придем к опустошенности. “Провинциальные”, временные, кажущиеся истины скрывают от нас подлинное Знание. Нужно обрести нить, связующую все знания, иначе мы получим лишь условную, вводящую в заблуждение науку. Приходит время, и мир объектов вокруг нас, начинает казаться нашей собственностью.

Теистическая концепция ведет к Первоисточнику, где знание полно, вечно и способно одарить непреходящим блаженством. Мы постоянно ищем чувственных наслаждений, однако они никогда не смогут стать источником вечного блаженства. Эмпирический подход не может предоставить нам средство для этого непрестанного блаженства.

Теистический взгляд на мир означает возможность абсолютного знания. Мы должны тщательно исследовать положение абсолютного Знания, Бытия и Блаженства, необходимых нам, искать ту область, где их можно обрести. Математика дает некоторое представление о четвертом измерении. В настоящий момент мы ограничены тремя измерениями, так как воспринимаем все посредством чувств. Исключение составляет лишь неопределенная идея о направлении наших поисков.

Пока Первопричина не будет обнаружена, мы не имеем права прекратить наш поиск или отказаться от него. Мы не имеем права отклониться от пути к Знанию, которое является прочной основой для подлинного бытия. Таким образом, вся наша деятельность должна сводиться к поиску того, что может быть названо Абсолютом. Обобщить сказанное можно следующим образом: так как мы проводим дни вне сферы Абсолюта, важно стремиться получить доступ в трансцендентную обитель, где не существует ничего невозможного.

Если мы не стремимся к полноте Знания, вечной Жизни и безграничному Блаженству, то жизнь наша – лишь безрадостное провождение времени. Мы должны отдать себя, родиться заново, расти и идти, не отвлекаясь на ложные представления. Мы должны обнаружить Первопричину, подлинный Источник, из которого все исходит, и не довольствоваться агностицизмом, который сегодня в большей или меньшей степени владеет умами.

Нам стоит искать более глубокого знания, чем то, которое доступно через посредство наших чувств. Мы надеемся, что некий ключ к трансцендентному миру можно получить особым путем, который скрыт от людей, занятых лишь объектами чувственного восприятия и выдумывающих множество идей относительно будущей жизни. Некоторые следуют идее перевоплощения души, другие просто плывут по течению, накапливая все необходимое для мирного существования, которое так или иначе окончится смертью. Эти различные взгляды не приносят полноты знания, так как по природе своей не духовны. Те противоречивые решения, что предлагаются умозрительной философией, неверны в самой своей основе. Такие частные взгляды никогда не удовлетворят всех, так как основаны на реалиях этого мира, исследуемых посредством чувств.

Лишь Абсолют обладает всей полнотой знания, бытия и блаженства и может даровать все, в чем мы нуждаемся. Наше положение таково, что мы не можем выйти за рамки трехмерного материального мира.

Мы ограничены предвзятым взглядом на мир и не в состоянии получить полное представление о нем. Верный подход означает необходимость поменять угол зрения. Нам доступно лишь частичное восприятие – одна сторона целого. Мы видим только половину реальности, другая скрыта от нас поверхностью земного шара.

Если же мы смотрим не оборачиваясь, то воспринимаем только четверть реальности. Итак, мы не способны воспринимать идеи мгновенно и полностью.

Но это не значит, что нужно становиться скептиками и агностиками. Мы не способны к полноте восприятия, но должны знать, что являемся бесконечно малыми частицами Источника, из которого все берет начало. В противоположность эмпирическому подходу, мы должны обнаружить Его там, где искажение невозможно. Отрицательная частица целого не имеет права отклоняться от своего положительного полюса – Источника.

Любое отклонение является лишь неотъемлемой частью реальности, но не реальностью в целом. По природе оно не может быть Целым, а остается лишь частично понятой истиной. Непреходящее и трансцендентное выходят за пределы нашего зрительного восприятия. Мы поглощены лишь каким-то одним, отвлеченным аспектом, и обладаем неверным, неполным пониманием. Если отстраниться от конкретных свойств предметов, то останется суть, объединяющая множество вещей. Но даже обнаружение этого единства не является полным представлением о природе сущего. Определение Абсолюта гласит: «Абсолютная Истина сохраняет за Собой право оставаться скрытой для наших чувств» Чувства подводят нас в попытках постичь целое в рамках времени. Наш мозг не в состоянии воспринять полноту, вечное начало и конец времени. От положения Абсолюта нам стоит перейти к рассмотрению Его как Личности. Он Тот, кто был в самом начале, Тот, кто создает все объекты чувственного восприятия, и Тот, кто их будет разрушать. Знание о Нем, являясь абсолютным, положит конец всем преходящим вещам этого мира.

Но это знание должно быть проявлено. Но сейчас мы воспринимаем эту концепцию на уровне нашего чувственного опыта. Как звук дает представление об объектах на расстоянии, так и нечто конкретное обозначают абстрактные и расплывчатые идеи. Наш ум склонен незаметным образом очаровываться такими абстрактными идеями, как благотворительность и т. п.

Это происходит потому, что восприятие и понимание природы вещей осуществляется нами через чувства. Звук, содержащий представления об объектах чувственного восприятия, нуждается в подтверждении, получаемом от других четырех чувств и ума.

Мы отвергаем звуки, которые нуждаются в обосновании через другие чувства. Но у трансцендентного звука есть свое отличительное свойство. Этот звук четвертого измерения, воспринимаемый нами через слух, обладает особой силой устранять все ограниченные идеи и заключать в себе все объекты чувственного восприятия.

Считается, что звук ограничивается рамками трех измерений, но тот, о котором идет речь, восходит к четвертому и более высоким измерениям. Трансцендентный звук уничтожает все препятствия на своем пути.

Запредельная миру идея не может быть выявлена, пока мы размышляем на молекулярном, атомарном или субатомном уровне. Пока мы не преодолеем гипноз имманентного мира, мы не сможем шагнуть по другую сторону, ступить за пределы времени и пространства. Звук – это чистый сигнал, дающий свободный путь, двигаясь по которому, мы сможем добиться успеха на пути к Абсолюту. Этот звук можно обрести лишь под руководством истинных святых. Это не должно приводить нас в замешательство. Мы должны отказаться от того, что воспринимали до настоящего времени. Для нас это не станет потерей. Особым качеством трансцендентного звука является способность объединить в себе все эквивалентные друг другу объекты. Этим звуком не следует пренебрегать ввиду его особых полномочий, данных свыше, – он заключает в себе все и нисходит со всем могуществом, способным удалить неэстетичные и неверные представления, порождаемые нашим желанием наслаждаться миром. Они не должны препятствовать нашему прогрессу на пути ко Всепривлекающему и Вечному.

Мы всего лишь следуем нашей естественной склонности и не имеем права ее отвергать. Следует дать возможность нашему слуху воспринять трансцендентный звук. Мы должны, контролируя наши чувства, воспринять истинный мир как он есть, независимо от абстрактных умозрительных концепций. Трансцендентный звук приходит к нам от Всевышнего, который может проявить Свою собственную волю. Он не есть «это». Он является целью как мужское Начало всех явлений, подчиненных объектов чувственного восприятия. Трансцендентный звук неотличен от самого Господа.

Этот звук обладает полным могуществом. Так как сила материального звука ограничена, природа вещей, окружающих нас, воспринимается нами по-разному. Мы не в состоянии получить полного представления о них. Неполные концепции лишь вводят нас в заблуждение. Мы должны отказаться от всех этих идей и мыслей ради подлинного бытия.

Когда звук из области трансцендентного достигает нас, вопрос о том, как донести какие-либо земные идеи, не имеет смысла: этот живой звук заключает в себе все слова и идеи этого мира. По нашим представлениям абсолютный язык, касающийся нашего слуха, включает в себя все языки. Если мы относимся к этому иначе, связи с этим звуком у нас не будет.

Трансцендентный звук обладает безграничным могуществом. В его власти наделить нас силой, необходимой, чтобы принять его. Когда он нисходит из неизвестной сферы, то сначала, проникая через наш несовершенный инструмент восприятия, действует лишь с той силой, какую мы способны принять. Мы не должны отвергать или относиться с вызовом к тому, кто бескорыстно дает нам знание об этом.

Нам следует знать, что трансцендентный звук обладает силой, способной наделить нас всем необходимым, а также возможностью пренебречь другими чувствами. Деятельность наших глаз, обоняния и других чувств будет упорядочена посредством звука. Это не самовнушение, не антропоморфные представления. Все это лежит за пределами человеческих возможностей. Звук очарует и изменит человека. Людям не следует зависеть от помощи чувств или опыта, ограниченного скудной рациональной поспешностью. Такая помощь не может быть эффективной, она даже может стать препятствием, когда потоки трансцендентного звука будут входить в наши уши через посредничество представителя высшего мира.

Сам звук придет со всем необходимым для его правильного восприятия. Нам нужно лишь терпеливо ждать в течение всей нашей жизни. Трансцендентное может открыться через своих представителей, если мы действительно стремимся к этому, нуждаемся в его помощи, если мы решительно отказываемся от того, чтобы проверять все опытным путем, и если мы готовы подвергнуть сомнению познания, которые накопили в практической жизни. Если мы не примем этих условий, наше положение не будет подходящим для получения трансцендентного звука.

Трансцендентный звук проявит себя по желанию неведомой Силы. Она же создает нам препятствия на пути к звуку. Все, что бы ни являлось объектом наших чувств, есть произведение природы. Когда мы связаны нашими чув-ствами, мы терпим поражение на пути к успеху, потому что не избавились от культурных, в том числе и эстетических представлений этого мира. Если мы жаждем воспринять трансцендентный звук, то должны быть готовы временно приостановить чувственную деятельность и ожидать его, заключающего в себе всю полноту. Если мы игнорируем Причину причин, то упускаем возможность обретения трансцендентного звука. Современные люди вовлечены в материалистическую деятельность, и мы должны привнести в их жизнь азы элементарной культуры, чтобы они смогли достичь успеха на пути к подлинной реальности. Духовные лидеры во всех частях света заняты попытками разрешить этот вопрос, ошибочно опираясь на материалистические воззрения. Люди, живущие истинной духовной жизнью, говорят о реальности как она есть, хотя аудитория по большей части настроена скептически. Их недоверие постепенно пройдет благодаря воздействию трансцендентного звука. Если же говорящий выражает словами что-либо мирское, это не приведет к трансцендентному пониманию.

Если благодаря удаче мы обретем этот звук, находящийся за пределами человеческих возможностей, нам следует прислушаться к нему внимательно. Верховный Господь посылает Своих представителей, чтобы дать идеи об Абсолюте. Только через связь с ними мы сможем стать хоть сколько-нибудь успешными. Такая удача сегодня отрицается лишь теми, кто привязан к преходящим вещам.

Те, кто стремится получить знания о Полной Истине, могут получить такую возможность только через трансцендентный звук, но не через чувства. Особым качеством звука является то, что он несет в себе все разновидности информации и силы, которые, в свою очередь, дают нам возможность позитивного восприятия самого звука.

Те, кто пренебрегает трансцендентным звуком, невнимательны и к Личности Верховного Господа. Они вовлечены в интеллектуальную деятельность материальной сферы, с чем не может сосуществовать духовное начало. Такие люди склонны привносить материальные понятия с целью улучшить сферу духовного. Но для того чтобы видеть солнце, фонари не нужны. Фонари нужны только для того, чтобы видеть предметы в темноте. Это только обременит нас и будет препятствием, если мы будем использовать знания и приобретения материального мира для продвижения к миру духовному. Мы можем быть непритязательны в жизни, наш словарный запас может быть скуден, но стоит трансцендентному звуку достичь наших ушей, как он очистит нас от того сора, который был накоплен прежде из-за восприятия материальных звуков. Этого можно достигнуть в обществе тех людей, которые позитивно настроены и готовы подчинить всю свою жизнь поиску трансцендентного. Если же мы оплатили какой-то взнос за обучение скептическим атеистам, профессорам эмпирической мудрости, создателям временных истин и т. п., то в обмен на эту «неполную» оплату мы и не получим полного представления об истине. Не стоит даже и думать о таких сделках. Трансцендентный звук не требует никакого материального вознаграждения за передаваемую им Истину.

Мы не должны пренебрегать трансцендентным звуком, свободно передаваемым представителями Абсолюта. Мы ловим себя на том, что нас интересуют многие неизвестные нам вещи. Доктора не знают средств от многих болезней. Мы платим определенные суммы за сообщения, передаваемые по средствам связи. Бездна неизвестного в эмпирическом мире кажется бесконечной. Но не стоит бросаться в нее. На самом деле мы не так нуждаемся в новых достижениях научно-технического прогресса, как в настоящем духовном знании. Мы обладаем слухом и можем воспринимать трансцендентный звук и передавать его любому разумному человеку, который может нас слышать.

Это не будет доступно людям с низкой культурой, поглощенным чувственными удовольствиями. Но мы надеемся, что разумная часть общества будет делать первые шаги на пути к духовной жизни, которая нам всем необходима. Конечно же, сегодня, поглощенные материализмом, мы просто озадачены при соприкосновении с такими высокими материями. Мы пытаемся сделать все возможное для развития человеческого интеллекта. Но насколько же мы испуганы, когда нам говорят: «Идите за пределы разума». Это страшит нас.

Мы желаем пробудить умонастроение цивилизованного мира, проникнутое неподдельной просьбой о помощи. Но мирская помощь не сможет утолить этот голод – только трансцендентная. Мы, разумные люди, должны соприкоснуться с трансцендентным звуком. То, что сейчас действительно жизненно важно для каждого, – это поиск путей и средств для избавления от нашей сегодняшней невыносимой неполноценности. Мы должны уделить часть нашего времени для восприятия этих трансцендентных звуков.

Мой язык не богат выражениями, чтобы донести до вас все то, что я хотел сказать. И даже не знаю, смог ли я дать вам хотя бы небольшое представление об этом».