Глупцы рвутся туда, куда и ангелы страшатся ступить

Его Божественная милость Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Вопрос: В Шри Брахма-самхите повествуется о восседающих на божественном троне Шри Шри Радхе и Кришне и говорится, что цветок лотоса, на котором располагается Божественная Чета, имеет очертания шестиугольной фигуры. А каково значение этой фигуры?

Шрила Шридхар Махарадж: Я прошу прощения, но мы не обсуждаем столь возвышенные и утонченные темы, относящиеся к Радха-Кришна лиле. Это не темы для публичных обсуждений, и в этом одно из отличий Гаудия Матха от течений сахаджиев. Сахаджии пытаются имитировать подобную глубину, но мы не имеем ни какой веры в процесс подражательства. В каждом случае высшая Лила приходит к человеку индивидуально и когда это происходит, у человека не остается никаких сомнений в ее пришествии. Когда будет завершен определенный уровень садханы. Лила придет сама собой. Шрила Бхактивинод Тхакур также говорил: «Строго следуй правилам своего уровня, когда ты подготовишь себя, Высшее проявится в тебе спонтанно».

йатха̄ йатха̄ гоура-пада̄равинде
виндета бхактим̇ кр̣та-пун̣йа-ра̄ш́их̣
татха̄ татхотсарпати хр̣ди акасма̄д
ра̄дха̄-пада̄мбходжа-судха̄мбху-ра̄ш́их̣
(Шри Чайтанья-чандрамрита 88)

Строго следуйте за Гаура-лилой, за Махапрабху и тогда вы обнаружите, что ваше сердце затоплено Радха-раса-судханидхи. На прямую к этому не приходят. Оно придет само собой, спонтанно. Нельзя приблизиться к этому уровню интеллектуальными потугами, вместо этого, отриньте ваши скверные предрассудки. Но они могли стать уже пагубными, тлетворными суждениями, и в этом случае вам придется потратить уйму сил, что бы расстаться с этим лживым восприятием. Шрила Прабхупад никогда не допускал развития подобной болезни в своих учениках.

Делайте то, что следует делать на вашем уровне, руководствуясь необходимыми для вас наставлениями и тогда все придет естественным образом. Эти наставления относятся абсолютно ко всем. Не становитесь на путь неверующих, рвущихся посмотреть на конечный результат садханы. Не делайте ничего подобного, ибо вместо Йога-майи вы обретете Майю (иллюзию).

Ему (Кришне) отлично известно и Ей (Радхе) отлично известно, когда вас следует допустить в ту сокровенную сферу, но ничто иное помимо Их сладостной воли не приведет вас туда — только поток Ее или Его сладчайшего волеизъявления. Пытайтесь обрести то, что реально и естественно, однако, избегайте стремления имитировать и склонности просто отражать. Способность просто отражать тот мир и жить в его подобии, в его тени — это два типа ложного отношения к духовному, которые придут атаковать вас. И безучасное отражение наиболее опасно.

В поклонении Харинаму мы так же находим нечто подобное. Отражение и тень — два обольстителя, и нам необходимо противостоять им. Подобных искушений на нашем пути будет предостаточно, но не позволяйте себе увериться в мысли, что все приходящее вы сможете легко покорять кулаком разума.

ачинтйах̣ кхалу йе бха̄ва̄
на та̄м̇с таркен̣а йоджайет

Не урезонивайте на свой лад непостижимое. Когда эта благодать действительно снизойдет на вас, вы сможете лишь изумленно взирать на нее. На тамс таркена йоджайет: и не пытайтесь затащить ее в мир ваших рассуждений. Она обладает природой Самовластца. К вам она приходит в одном облике, а, приходя к другому, она принимает совершенно иное обличие. Такая неограниченность и свобода присущи ее природе, ее естеству. Благодать безгранична. Скорее, безграничность — это основа ее Развлечений. Посвятите себя непрерывной самоподготовке к ее нисшествию. Жаждайте! Но не пытайтесь сделать ее объектом ваших переживаний, вашего опыта.

Гуру Махарадж, Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Тхакур проповедовал исключительно Мадхура-расу, но делал он это с величайшей осторожностью. Он тратил более девяноста процентов усилий, показывая негативную сторону, что не является Мадхура-расой. «это не Мадхура-раса!» — и все заблуждения рассеивались. Он тратил, по его собственным словам, галлоны крови, показывая, что не есть Мадхура-раса.

(Шрила Б. Р. Шридхар Махарадж)

Махапрабху говорил о высочайших лилах лишь тогда, когда Он пребывал в глубоком трансе. Если Он погружался в транс, из Его уст лилось описание Его дивных переживаний в Кришна-лиле. И какую-то часть этой сокровенной Лилы мы можем увидеть, ибо высшая Лила Кришны была явлена Самим Махапрабху: Говардхана-лила и Джалакели-лила, когда Он в беспамятстве бросился в океан, и только через несколько часов волны вынесли Его к Чакра-тиртхе (Сваргадвар). Джалакели Кришны Он так и описывал. Да и то, что было у Чатак Парват — далеко не последняя Его Лила. Иногда Его тело трансформировалось подобно тыкве, но и тогда Он описывал Лилу, однако то, что было сокрыто в Его описании не может быть порождено чем-то книжным. Это не то, что можно просто разделить на белое и черное. Итак, мы должны быть чрезвычайно осторожны: «Не пытайся войти в Лилу. Она придет Сама. Иди вперед, следуя руководству Шастр и Гуру и так ты всего достигнеш. Если у тебя есть такая удачная возможность, все будет достигнуто. Это не какие-то ощущения вашего естества, которых вы можете добиться не здесь, так там. Так вы не удержите Лилу».

Направьте все ваши усилия на Гаура-лилу, и Высшее самостоятельно явит себя внутри вас. Оно снизойдет к вам невидимыми окольными путями. Когда Высший Мир будет удовлетворен вашими стараниями, он придет к вам и дарует настоящий опыт, но вы лишь воскликните изумленно: «Что это?!» Затем он покинет вас и вам не останется ничего иного, как просто стенать в глубоком отчаянии. Он живой. Попытайтесь прийти к абсолютному целому. Мы не смеем делать из него объект наших исследований. Столь высоко! Столь высоко...

Нам очень трудно увидеть многие аспекты отношений, которые связывают даже обычного человека с его близкими друзьями, что уж говорить о Лиле Всевышнего. Как смеем мы пытаться вторгнуться в Нее, да еще и делаем это на публике! Эго невероятно. Мы можем попытаться дать внешнее описание будущих перспектив, но мы должны помнить, что это пока не наша действительность. Поэтому никогда не рискуйте углубляться в эти темы.

Вопрос: Могут ли они описать какое-то общее понятие, к примеру, цветок лотоса?

Шрила Шридхар Махарадж: Цветок лотоса олицетворяет собой идею красоты, нежности, а его лепестки являют собой разнообразие рас. Очарование, нежность — таково наше понимание. Никакие мирские понимания не смогут отобразить это, получится лишь жалкое отдаленное подобие. Существует категорическое различие.

Наш учитель не позволял нам читать книги, в которых есть подробное описание Их Светлостей: Говинда-Лиламритам, Става-кусуманджали, а так же Уджджвала-ниломани. Ни изучать, ни обсуждать их нам не позволял Наставник. Когда он слышал, что кто-то смеет вникать в Лилы, описанные в этих книгах, он всячески старался помешать этому. Он очень не любил подобные посягательства.

Душта пхала корибе орджджон — Шрила Бхактивинода Тхакур предупреждал, что если мы дерзнем стать на те позиции, вторгнуться в тот мир, к нам придут тягчайшие последствия. Апарадха. Но нам явлены все дальнейшие шаги, начиная с низшего, анартха. Шраддха, садху-санга, шраван, киртан, а затем анартха-нивритти — когда все нечистое погибнет без остатка. Затем ручи, асакти и бхава-бхакти или росток уже настоящей преданности. И уже после према-бхакти, и снеха, май, пранай, paгa, анурага, бхава и Махабхава. Таковы шаги нашего продвижения.

Не знаю как вы воспримите это, но однажды Прабхупад очень ясно высказался по этому поводу. Как-то раз один джентльмен (он был старше Шрилы Прабхупады) захотел побеседовать с Прабхупадой на эти темы. Он возлагал на эту беседу большие надежды, однако, в свое время он оставил общество Прабхупады и посвятил себя уединенной жизни. Ранее же он совершал много служения Миссии. Прабхупад воскликнул: «О, у него две жизни. Он выйдет замуж за Кришну и родит Ему ребенка». Такую реплику получил этот человек, считавший себя Гопи и восхотевший жить жизнью гопи — интимной близостью Кришны и гопи. Он действительно жаждал этого, но Прабхупад пресек его мечтания: «Он станет девушкой, гопи, и после близости с Кришной, она наплодит детей!»

Гурудев Прабхупады, Гаура Кишор Бабаджи, жил в маленькой хижине близ Гаити. И вот, один ученик Прабхупады, покинув своего Гуру, отправился старательно имитировать учителя Прабхупады, т.е. Гаура Кишора Бабаджи. Он соорудил крохотное жилище недалеко от Гаура Кишора Бабаджи и стал подражать ему, совершая бхаджан, Харинама-севу, обсуждая откровения Нароттама Тхакура и тщательно копировать аскезы Бабаджи. И однажды Гаура Кишор Бабаджи сказал ему, что войти в родильную комнату и начать истошно выть вовсе недостаточно для рождения ребенка. Множество важных этапов предшествует появлению на свет дитя, а подражательство никогда не приведет к этому. Такие слова пришлось услышать этому джентельмену.

Итак, шуддха-саттва, чистая благость. Первым делом вы должны погрузиться в гауддха-саттву (то есть, добиться полного очищения сердца от всех анартх). А вишуддха-саттва направит вас в мир ниргуны. Вам необходимо обрести ниргуну (освободиться от любой мирской зависимости), и лишь затем вы сможете с осторожностью приблизиться к чему-то более утонченному.

Не вздумайте пытаться удовлетворить собственное любопытство! Идиоты рвутся туда, куда ангелы страшатся ступить. Но к абсолютному нужно приближаться совершенно в ином духе. Милостью Божией быть может мы избежим участи неверных, думающих: «Я должен изучить Целое во всех деталях, а уж затем приму что вы там говорите».

Нам столь многое предстоит сделать на более низких уровнях, но очарование и блаженство высшего плана моментально приковывают внимание человека к себе, однако, согласись мы с этим, и нас оставят в дураках, ибо высшая Лила все равно будет гораздо выше нас! С величайшей осторожностью мы будем соприкасаться со всем тем, что связано с Лилами Господа, и особенно с Мадхурья-лилой.

Как раз несколько дней назад я вспоминал, как примерно через год после того, как я пришел в Миссию, Прабхупад готовился всю Картику посвятить проповеди во Вриндаване. Он просил Бхарати Махараджа обсуждать там седьмую Песнь Шримад-Бхагаватам, историю Маха-бхагавата Прахлада Махараджа, но не касаться каких-либо историй с Кришной, Радха-Кришной, Яшодой и других таинств Вриидавана. «Говори о Шуддха-бхакти Прахлады. Они все рвутся в сахаджиизм. Так что постарайся объяснить им, что необходимо войти в мир Бхакти. Что толку разглагольствовать о Кришна-лиле? Она гораздо, несравненно выше нас».

Во Вриндаване люди были поражены: «Что это значит? Они обсуждают Бхагаватам, но вместо десятой Песни они взялись за седьмую, объясняя Прахлада-лилу, более низкий уровень Бхакти. Странно...»

Кроме того, через некоторое время Шрила Прабхупад лично давал лекцию, находясь между Радха-кундой и Шьяма-кундой. Там он читал и объяснял Упадешамриту Шрилы Рупы Госвами в течение нескольких дней. Он так ничего и не сказал ни о Шримати Радхарани, ни о Кришне, все объяснение Упадешамриты сводилось к объяснению начальной базы, основы. Его внимание всегда было обращено к основам. Результат придет сам: «Поливайте водой корень... Поливайте водой корень и плоды появятся сами».

Он громогласно утверждал эти истины, сидя между Радха-кундой и Шьяма-кундой. Он объяснял не только Бхагаватам, но и Упадешамриту. По словам самого Рупы Госвами, Упадешамрита — это живая Суть Махапрабху, Его Существо.

ва̄чо вегам̇ манасах̣кродха-вегам̇
джихва̄-вегам ударопастха-вегам
эта̄н вега̄н йо вишахета дхӣрах̣
сарвва̄м апима̄м̇ пр̣тхивим̇ са ш́ишйа̄т

И последняя шлока:

кр̣шн̣асйочхчхаих̣ пран̣айа-васатих̣ прейасӣбхйо пи ра̄дха̄
кун̣д̣ам̇ ча̄сйа̄ мунибхир абхитас та̄др̣г эва вйадха̄йи
йат прешт̣хаир апй алам асулабхам̇ ким̇ пунар бхакти-бха̄джа̄м̇
тат премедам̇ сакр̣д апи сарах̣ сна̄тур а̄вишкароти

Эти темы были объяснены Шрилой Прабхупадой, но все, что содержится в Говинда-лиламритам или в Кришна-Бхаванамрите, Шрилы Вишванатха Чакраварти Тхакура, всегда оставалось сокрытым. Так мы были воспитаны Гурудевом.

Пӯджала ра̄га-па̄тха гаурава бхан̇ге, это всегда будет над нами, как перспективы нашего будущего, воплощение за воплощением, без конца. Мы должны лелеять надежду, чистое упование, что однажды мы будем допущены в ту обитель. С такой мыслью...